.7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
350400 – СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
7.1. Требования к профессиональной подготовленности
специалиста
7.1.1. Специалист в области связей с общественностью
по своему профессиональному предназначению должен:
знать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики
России, современных международных отношений; положения важнейших международно-правовых
документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций, регламентирующих
деятельность в области международной информации, гуманитарного и культурного
сотрудничества;
знать историю и современную практику массовой коммуникации
и различные ее виды и формы;
знать историю возникновения и становления связей
с общественностью ("паблик рилейшнз") как сферы профессиональной
деятельности;
уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые
связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными,
консалтинговыми агентствами, агенствами по связям с общественностью,
издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными
структурами, партиями и движениями;
владеть навыками организации и управления пресс-центром,
пресс-службой, отделом печати, отделом по связям с общественностью,
центром общественных связей;
уметь устанавливать связи с людьмии организациями,
располагающими важными сведениями, источниками информации;
знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками
работы в кризисных ситуациях;
постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;
уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские,
информационные кампании, владеть навыками социального и политического
маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия;
уметь использовать методику и технику проведения
опросов общественного мнения;
свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления
(знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога,
законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками литературного
редактирования, умением
создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз;
квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными
средствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео-
и компьютерной техникой.
7.1.2. По общей фундаментальной подготовленности специалист в области
связей с общественностью отвечает следующим требованиям:
имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в современном мире, знаком с принципиальными проблемами
современного естествознания, развития науки и техники, понимает их
социально-экономические и политические последствия;
знаком с основными учениями в области политических,
правовых и социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
знает Конституцию Российской Федерации, этические
и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между
обществом и природной средой, учитывает их в профессиональной деятельности;
знает основные этапы истории России, ее политики,
а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает
смысл и механизмы исторической преемственности и эволюции ;
знает основные проблемы массовой коммуникации и
современных СМИ, механизмы и закономерности их формирования и развития,
основные теории и концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации
и формирования общественного мнения, умеет применять их выводы, методы
и приемы исследования для анализа проблем, возникающих в ходе его
профессиональной деятельности;
знает основные проблемы информационной политики,
национальной безопасности Российской Федерации, владеет методами и
приемами их анализа;
способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению
своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;
способен приобретать новые знания, методически
и психологически готов к изменению направления и характера своей профессиональной
деятельности;
умеет на научной основе организовать свой труд,
владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки информации,
в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, имеет
навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;
владеет иностранным языком (языками), способен
выполнять функции переводчика, переводчика-референта и продолжать
обучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной
среде;
владеет культурой мышления и публичного выступления,
способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной
форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;
владеет основами научного анализа и прогнозирования
различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный
и количественный анализ, способен определять цели специальных исследований
и использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к
работе над междисциплинарными проектами;
готов к работе в коллективе, знаком с методами
управления, способен находить и принимать управленческие решения,
знает основы педагогической деятельности.
Специалист в области связей с общественностью в соответствии
с общей профессиональной и специальной подготовкой способен осуществлять
следующие виды деятельности:
информационно-творческая;
социально-психологическая;
информационно-коммуникационная;
информационно-управленческая;
рекламно-информационная;
информационно-аналитическая;
информационно-референтская;
культурно-просветительская;
организационно-рекламная;
информационно-социологическая;
научно-исследовательская.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста
предусматривает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы
(дипломной работы) и сдачу государственных экзаменов для установления
уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к
решению профессиональных задач.
7.2.2. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) специалиста
представляет собой законченную разработку, объемом не менее 2 печатных
листов, в которой на основе профессионально ориентированной теоретической
подготовки решаются конкретные практические задачи, предусмотренные
квалификацией и профессиональным (в том числе должностным) предназначением
специалиста в соответствии с пп. 1.3, 7.1 настоящего образовательного
стандарта.
7.2.3. Государственный экзамен представляет собой итоговое испытание
по профессионально ориентированным междисциплинарным проблемам, который
устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям
настоящего образовательного стандарта, в части требований пп.1.2,
1.3; 7.1.1, 7.1.2.
Проект государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования рассмотрен и принят на заседании
Учебно-методического совета по специальности «Связи с общественностью»
УМО вузов Российской Федерации по образованию в области международных
отношений (при МГИМО)
22 декабря 1999 года (Протокол № 5).
Составители
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Председатель Совета УМО А. В. ТОРКУНОВ
Заместитель председателя Совета УМО И.Г.ТЮЛИН
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
350400 - СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Специальность |
Специализации |
1 |
2 |
350400
Связи с общественностью |
01 – Современная пресс-служба
02 – Связи с общественностью в государственных и общественных
структурах
03 – Связи с общественностью в коммерческих структурах
04 – Связи с общественностью в средствах массовой информации
05 – Коммуникационный менеджмент
06 – Связи с общественностью в сфере экономики
07 – Связи с общественностью в сфере производства
08 – Связи с общественностью в сфере управления
09 – Связи с общественностью в политической сфере
10 – Связи с общественностью в социальной сфере
11 – Связи с общественностью в сфере экологии
12 – Связи с общественностью в научной сфере
13 – Связи с общественностью в сфере культуры
14 – Связи с общественностью в сфере здравоохранения
15 – Связи с общественностью в сфере сельскохозяйственного
производства
16 – Связи с общественностью в топливно-энергетическом комплексе
17 – Связи с общественностью в малом бизнесе
18 – Связи с общественностью в финансовой и банковской сферах
19 – Организация и проведение коммуникационной кампании
20 – Организация работы агентств по связям с общественностью
21 - Организация работы отдела по связям с общественностью
в корпорациях
22 – Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях
с общественностью
23 – Маркетинговые исследования в связях с общественностью
24 – Связи с общественностью и реклама в коммуникационном процессе
25 – Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры,
рекреации и спорта |
|