New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоганы и баннеры |
PR-Info | |
НОвости Компаний и изданий |
Редакция журнала "Советник" и Портала Sovetnik.ru , Subscribe.ru |
3 октября 2006 г. в 09:46 |
Редакция журнала "Советник" и Портала Sovetnik.ru совместно с Subscribe.ru провели исследование "Социальная ответственность компаний, деятельность которых неоднозначно оценивается обществом". В опросе приняли участие 213 специалистов по связям с общественностью и смежных с PR сфер деятельности. Две трети из них (63%) работают в регионах (в Санкт-Петербурге - 11,4%), треть (37%) - в Москве. 51,6% респондентов, представляющих компании, указали, что работают в тех из них, чья продукция или процесс ее производства не угрожают физическому или психологическому здоровью потребителей, а также окружающей среде, что подтверждено контролирующими организациями. 18% отметили, что продукция их фирмы безопасна, если используется по назначению в соответствии с прилагающейся к ней инструкцией. 14,8% признали, что продукция их компании или процесс ее производства способны нанести вред природе или людям. 3,3% просто утверждают, что подобное не доказано. 12,3% сообщают о возможной опасности "при несоблюдении некоторых норм и правил", или "продукция может нанести психологический вред, но он не фиксируется". Что такое корпоративная социальная ответственность? В ходе опроса респондентам было предложено назвать слова или словосочетания, с которыми у них ассоциируется понятие корпоративная социальная ответственность. По своему характеру ответы можно разделить на пять групп: 1. Наибольшее число ответов (ассоциаций) относятся к группе "бизнес-стратегия" - 27,2%. Здесь приводились такие выражения, как "ответственность бизнеса перед обществом", "баланс коммерческих и социальных интересов", "построение бизнеса по принципу открытости и информированности" и др. 2. Далее следует группа "социальные гарантии сотрудникам" - 25,2%, куда вошли суждения: "охрана труда", "социальный пакет", "корпоративная культура", "гарантия социальной защищенности коллектива", "социальные программы для персонала" и т.д. 3. К группе "моральные ценности вообще" отнесены 22% предложенных ассоциаций, преимущественно таких, как "совесть", "порядочность", "моральная ответственность", "честность", "справедливость", "этика" и др. 4. К группе "благотворительность и меценатство"также отнесены 22% предложенных ассоциаций, преимущественно таких, как "благотворительность", "меценатство", "спонсорство", "природоохранная деятельность", "участие в решении социальных проблем" и т.д. 5. Наконец, последняя группа - "свободные ассоциации" - содержит следующие высказывания: "модная тема", "было, но прошло", "длинно и запутанно", "демагогия" и др. Что касается того, в чем именно выражается "корпоративная социальная ответственность", то, по мнению опрошенных, это, чаще всего, "взаимодействие с общественными организациями, местными органами власти для решения общих социальных проблем" (50,7%), "предоставление социального пакета сотрудникам" (45,1%) и "этичное поведение в отношении потребителей, партнеров, поставщиков" (41,8%). Несколько реже они ссылаются на "участие в благотворительных, филантропических проектах" (32,9%), "производство качественных товаров и услуг" (32,4%), "открытость и прозрачность ведения бизнеса" (28,6%), "содействие развитию личностного потенциала работников" (22,1%), "природоохранную деятельность" (20,7%), а также (5,2%) "диалог с потребителями", "пенсионные программы для сотрудников", "ответственность перед инвесторами, акционерами" и др. Кому необходимы программы корпоративной социальной ответственности? Практически все (98,6%) участники опроса согласились с необходимостью применения практики корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Но 14,6% при этом отметили, что без КСО можно и обойтись. 1,4% респондентов считают, что в ней вообще нет необходимости. В большинстве случаев программы корпоративной социальной ответственности воспринимаются как существенная составляющая общей стратегии бизнеса для всех компаний, независимо от специфики и сферы их деятельности (58,4%). При этом часть опрошенных указала, что КСО наиболее актуальна для компаний добывающей и перерабатывающей (26,8%), фармацевтической (20,1%) и химической (19,6%) отраслей, производителей продукции, безопасность которой не доказана - продукты питания с использованием генетически модифицированных компонентов и др. - (17,7%), алкоголя (16,3%), табачных изделий (14,4%), а также (4,3%) банковской сферы и "тех, кто может себе это позволить". А вот насколько искренни в демонстрации своей социальной ответственности компании, продукция которых или процесс ее производства способны нанести вред окружающей среде или здоровью людей? По мнению большинства участников опроса (73,5%), здесь нет лукавства, так как "это необходимое условие устойчивости их бизнеса" (37,7%) и "таким образом они компенсируют ущерб, наносимый обществу" (35,8%). Но 21,8% утверждают, что "программы корпоративной социальной ответственности для таких компаний - это завуалированная реклама" (11,8%) и "подобные компании по определению не могут быть социально ответственными" (10%). В каких российских компаниях есть программы в области КСО? Более половины участвующих в опросе сотрудников компаний (56,1%) отметили, что там, где они работают, существуют программы корпоративной социальной ответственности. 39% указали на отсутствие таковой, а 4,9% сообщили, что подобные программы "находятся на стадии разработки" или там социальная ответственность ограничивается "коллективным договором, кодексом корпоративной этики" и др. В основном, программы КСО реализуют компании, занятые в таких отраслях как торговля, промышленность и сфера услуг. Кроме того, оказалось, что, чем они крупнее, тем выше вероятность того, что там практикуют корпоративную социальную ответственность (например, о наличии таковой сообщили 81,8% участников опроса, представляющих организации с численностью сотрудников более 10000 человек). Кроме того, ее чаще можно встретить в компаниях, которые существуют уже достаточно долгое время (так, о ней заявили 67,9% участников опроса из компаний со стажем более 20 лет). Но самое главное - к практике корпоративной социальной ответственности более других тяготеют предприятия, чья продукция или процесс производства способны нанести вред физическому или психологическому здоровью потребителей или окружающей среде. Так, среди этой группы компаний, представленных респондентами, 88,9% имеют программы по КСО. В числе же тех, безопасность деятельности которых подтверждена контролирующими органами, только 47,5% используют подобные программы. Перспективы развития КСО в России Согласно мнению подавляющего большинства участников опроса, практика КСО в России в ближайшие 3-5 лет будет развиваться медленно (81,5%). Оптимистичную же точку зрения - КСО получит массовое распространение - разделяют лишь 12,8%. 5,7% считают, что положение дел с социальной ответственностью будет зависеть "от позиции государства и общественности", ее "развитие будет происходить очень медленными темпами, за исключением сферы банковских и страховых услуг", "практику КСО будут использовать только крупные компании в качестве рекламы" и др. Результаты опроса свидетельствуют, что, несмотря на то, что корпоративная социальная ответственность признается практически всеми респондентами как необходимая составляющая долгосрочной стратегии развития бизнеса, в реальности же к ней прибегают не столь часто. Еще реже встречается практика ведения открытой социальной отчетности, хотя большая часть респондентов понимает такие ее положительные моменты, как укрепление репутации компании, но и не упускают из виду, что она требует и дополнительных издержек. Что касается перспектив развития КСО на ближайшие годы в России, то, по прогнозу большинства участников опроса, здесь не следует ожидать быстрых темпов. |