New Info События Со&Pub News Проекты и программы Статьи и материалы Справочник Книжная полка Слоганы и баннеры
PR-Info   
НОвости Компаний и изданий

. 1460 - 1460.
Пресс-служба Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)
27 октября 2006 г. в 11:3
«О проблемах профессиональной подготовки и переподготовки кадров для индустрии СМИ»

На состоявшемся 24 октября 2006 заседании коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) было принято решение изучить возможность выделения в рамках нацпроекта "Образование" инновационного проекта "Подготовка кадров СМИ", инициированного Гильдией издателей периодической печати.
"У СМИ в сфере подготовки кадров сложилась странная ситуация. С одной стороны, много учебных заведений, авторских школ, есть некоммерческие организации, которые готовят журналистов в регионах. Есть много желающих пойти в эти институты, школы, после чего становиться известными журналистами. Но, тем не менее, руководители СМИ продолжают обоснованно жаловаться, что им квалифицированных кадров не хватает", - сказал руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, открывая заседание.

В целом, он охарактеризовал сложившуюся ситуацию как "очень сложную".

"Разрыв между требованиями к высшему образованию со стороны руководителей СМИ и критериями, которые предъявляют к выпускникам на факультетах журналистики, является очень серьезным. В общем, это жесткий конфликт", - сказал руководитель Роспечати.

По его мнению, фактически единственный значительный недостаток, который имеют серьезные факультеты журналистики – нехватка тренингов ведущих профессионалов отрасли, руководителей компаний. «Это в первую очередь вопрос к руководителям факультетов», - отметил он.
Вторая важная проблема, «точка роста», как назвал ее руководитель Роспечати, - необходимость краткосрочных курсов, которые помогут совершенствовать профессиональное мастерство и, по мнению Сеславинского, безусловно будут востребованы. "Мы готовы тратить и свои ресурсы, помогать с предоставлением помещений, ведением сайтов, чтобы эти точки роста заработали", - сказал он, подчеркнув, что такая поддержка должна быть краткосрочной. «Мы рассчитываем, что общественные организации продолжат эту дискуссию в регионах», - добавил Сеславинский.
Кроме того, руководитель Роспечати высказал мнение, что работу по подбору квалифицированных кадров для СМИ лучше было бы поручить специализированным кадровым агентствам.
Именно в этих целях Роспечать выделила финансовую поддержку ООО "Штаты.ру" на организацию интернет-портала "Медиаработа", посвященного профессиональным и кадровым ресурсам медиаиндустрии с разделами аналитики по вопросам рынка труда и профессиональных ресурсов отрасли, сообщил Сеславинский. Портал, также посвященный профессиональной подготовке и повышению квалификации сотрудников медиаотрасли, будет содержать централизированный банк резюме специалистов и менеджеров индустрии.
Сеславинский пообещал, что в 2007 году Роспечать выделит средства на проведения ряда исследований в этой области, которые были бы необходимы индустрии и смогли бы помочь как факультетам журналистики, так и участникам рынка.

«Наше заседание - это первый этап серьезного разговора», - отметил Сеславинский. Он сообщил, что Роспечать планирует в декабре 2006 года провести межотраслевую конференцию «Кадры СМИ». Кроме того, вопрос подготовки кадров для СМИ станет одним из ключевых на очередной ежегодной «весенней» индустриальной конференции СМИ в 2007 году.
По словам выступившего с основным докладом заместителя руководителя Роспечати Владимира Козлова, в стране и в сфере СМИ отсутствует единая система подготовки и переподготовки кадров.
Козлов отметил, что согласно результатам исследований, "большинство работников редакций - порядка 80% - не имеют высшего профессионального образования".

"То же самое можно сказать и об электронных СМИ. Около 95% творческих работников, которые встали перед камерами, сели за пульты - в лучшем случае врачи, учителя, инженеры, биологи", - добавил В.Козлов.
По его словам, "причина сложившегося положения дел кроется в отсутствии внятной единой стратегии и адекватной ей технологии современного профессионального образования специалистов СМИ в стране". "Процесс перехода на новые формы и принципы обучения кадров СМИ затянулся", - сказал Козлов.

Он сообщил, что по разным оценкам в России работают от 150 до 200 тысяч журналистов, около 400 тысяч человек обеспечивают процесс работы различных изданий.
Немалая их часть, по его словам, не имеет профильного образования.
В профессиональных образовательных стандартах многие профессии современной индустрии СМИ не представлены, отметил он.

"За редким исключением, у российской высшей школы пока нет потенциала для того, чтобы в одиночку качественно решить проблемы обеспечения СМИ разнообразными кадрами должного уровня квалификации", - сказал Козлов, добавив, что в настоящее время подготовкой кадров для СМИ занимаются 83 государственных и 19 негосударственных вузов.
"Прежде всего надо бы совместными усилиями издательского бизнеса, телерадиокомпаний, ведущих вузов страны, осуществляющих подготовку кадров для СМИ, и заинтересованных органов государственной власти (Рособразование, Роспечать), не откладывая в долгий ящик, приступить к созданию нового и гораздо более полного перечня профессий, востребованных современными СМИ, с указанием четких требований и профессиональных критериев по каждой из них", - предложил в качестве одной из мер для решения вопроса В.Козлов.
Козлов добавил, что до 1 июня 2007 года должны быть подготовлены предложения в Минобрнауки РФ по пересмотру государственных образовательных стандартов и учебных программ в сфере СМИ.
Кроме того, по его мнению, "есть смысл всерьез рассмотреть и витающую в отрасли идею создания Федерации послевузовского журналистского образования, на которую можно было бы возложить сертификацию образовательных услуг, разработку типовых программ и методик, а также повышение квалификации преподавателей".

Заявку на выделение бюджетных средств для реализации программы подготовки и переподготовки кадров СМИ на 2008-2010 годы планируется подготовить до 1 апреля 2007, сообщил Козлов.
С содокладами на заседании Коллегии выступили исполнительный директор ГИПП Ю.Г. Козакова /презентация ГИПП/ и декан факультета журналистики СПбГУ М.А. Шишкина.
На Коллегии также выступил президента Международной академии телевидения и радио Анатолия Лысенко, который также считает, что проблему можно решить путем подготовки людей, уже имеющих профессию. Согласился с ним и выступавший на заседании президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.
По словам гендиректора ФГУ «Редакция «Российской газеты», председателя Комитета ТПП по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания, президента ГИПП Александра Горбенко, никто не ждет от ВУЗов «готового журналиста».
По его мнению, проблема в том числе в безграмотности выпускников ВУЗов. В то же время, профессиональная проблема в медиаотрасли – это далеко не только нехватка творческих кадров. 60-70 проц трудовых коллективов в СМИ – специалисты других профессий, напомнил он.

В свою очередь, выступавший на заседании Коллегии глава компании "А-Медиа" Александр Акопов отметил, что от ведущих ВУЗов, готовящих журналистские кадры, бизнес ждет "устранения недостатков школьного образования", "писать или снимать мы их сами научим", - отметил Акопов. Он рассказал собравшимся об опыте компании, которую возглавляет, по подготовке собственных кадров, в частности, о своем курсе во ВГИКе.

Предыдущие записи | Следующие записи