New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоганы и баннеры |
PR-Info | |
НОвости Компаний и изданий |
Институт социологии РАН <ashashkin@gmi-mr.com > |
4 июля 2007 г. в 20:32 |
В издательстве Института социологии РАН выпущен сборник статей "Онлайн исследования в России", посвященый российским социологическим и маркетинговым исследованиям, проведенным с помощью сети Интернет, а также изучению социальных взаимодействий интернет-пользователей и формированию интернет-сообществ. Целью публикации является повышение интереса профессиональной аудитории к онлайн исследованиям посредством демонстрации первых значимых попыток применения онлайн методов в социально-политических и маркетинговых исследованиях. Так сложилось, что интернет-аудитория еще в начале своего формирования привлекла повышенный интерес российских социологов и продолжает оставаться важным объектом исследований. С чем же это связано? Авторы сборника полагают, что дело здесь в различном понимании феномена Интернета российскими и западными исследователями. На Западе Интернет рассматривается преимущественно как инструмент профессиональной деятельности, общения или ведения бизнеса. В России - как символ принадлежности к определенным социальным или профессиональным группам. Такой подход продолжает доминировать среди отечественных исследователей несмотря на существенный рост проникновения Интернета в России: российские ученые и практики до сих пор считают, что пользователи Сети думают и ведут себя иначе, чем прочие люди. Прагматичный западный подход к пониманию феномена Интернета предполагает, что в Сети можно найти представителей самых различных социальных групп. Поэтому, если иметь большую базу данных о различных интернет-пользователях, то из нее можно будет отбирать не только молодежь или жителей городов, но и потребителей определенных товаров и услуг. Причем "дееспособность" такой базы зависит от двух вещей: наличия максимально подробной информации о человеке и заинтересованного участия. Так, вероятно, возникли онлайн панели - сетевые сообщества людей, регулярно участвующих в маркетинговых исследованиях за вознаграждение, а также компании - провайдеры панелей, профессионально занимающиеся созданием и поддержанием таких сообществ. В основе "романтического" российского подхода лежала попытка узнать, кто же эти невидимые пользователи Интернета, составить их социальный портрет, описать стиль жизни и особенности потребления. Так родились уникальные в своем роде онлайн проекты VoxRu.Net ("Глас Рунета") компании Subscribe.ru, "ОнЛайн-монитор" компании МАСМИ, а также "портретные" проекты по исследованию пользователей Сети таких авторитетных компаний, как фонд "Общественное мнение", "РОМИР-Мониторинг", "Левада-Центр" и других, основанные на выделении подгруппы интернет-пользователей в ходе национальных квартирных опросов. Параллельно с этим в России проявляли активность западные провайдеры онлайн-панелей, инвестируя в создание этих особых сетевых сообществ респондентов. Основной их целью было предложить транснациональным компаниям единое решение по проведению маркетинговых исследований в различных странах мира. Анализируя состояние рынка онлайн-исследований в России, можно предположить, что в ближайшие годы он будет развиваться в соответствии со следующими основными тенденциями: - будет продолжаться работа по совершенствованию методов онлайн исследований. Рост доверия к информации, получаемой в ходе онлайн исследований, рост проникновения интернета в России, давление на консервативную часть исследователей со стороны западных коллег, а также со стороны заказчиков, заинтересованных в сокращении сроков проведения полевых работ, приведут к увеличению доли онлайн-методов в общем объеме социологических и маркетинговых исследований; - получат распространение смешанные оффлайн/онлайн методы, а также будет расти потребность в технологическом обеспечении таких методов (рост спроса на профессиональное ПО, позволяющее проводить онлайн исследования и автоматизировать традиционные методики сбора данных); - исследовательские компании начнут активнее создавать собственные онлайн-панели, в том числе, специализированные (эксперты, B2B, представители определенных сегментов потребителей); - вырастет спрос на использование возможностей западных провайдеров онлайн-панелей и сертифицированное высокотехнологичное ПО для проведения локальных и международных исследований полного цикла. Принципиальное отличие настоящего сборника от схожих по тематике публикаций - в особом внимании к российским исследованиям, проведенным с помощью сети Интернет, а не только исследованиям Интернета как такового с помощью традиционных методов. Текст публикации подготовлен к.с.н. Александром Шашкиным |