New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоган и баннер |
          | |
Acompnews--------------------------------------- Новости Компаний и изданий |
Ассоциация распространителей печатной продукции, Москва |
11 апреля 2013 г. в 10:46 |
В Египте проходит XXIV медиаконференция АРПП 6 апреля в Шарм-эль-Шейхе (Египет) открылась XXIV международная конференция АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ: состояние, проблемы и тенденции». В ней принимают участие более 60 представителей от ФГУП «Почта России», ведущих издательских домов и распространительских фирм из Астрахани, Барнаула, Екатеринбурга, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Смоленска, Читы, а также из Белоруссии, Казахстана и с Украины. Конференцию открыл председатель правления АРПП А.В. Оськин. Он отметил, что в настоящее время медиаотрасль России столкнулась с большим числом проблем и кризисных явлений. Работа настоящей конференции призвана дать ответы на наболевшие вопросы, или как минимум дать толчок к их решению. С докладом «Рынок печатных и электронных СМИ: состояние, проблемы и тенденции» выступил президент АРПП Д.В. Мартынов, который проанализировал текущее состояние российского рынка печатных СМИ, выделил общие с зарубежными рынками тенденции, сформулировал круг проблем, с которым сталкивается медиаотрасль в эпоху цифровой революции. По данным официальной статистики, заметил докладчик, традиционные бумажные СМИ продолжают определять рынок, несмотря на стремительное наступление Интернета и активное развитие мультимедийных форматов. Одна из особенностей развития рынка печатных газет и журналов заключается в том, что нынешняя «рекламо-центричная» модель издательского бизнеса в дальнейшем трансформируется в «продаже-центричную». Основная причина – сокращение рекламных бюджетов и неутешительные прогнозы на будущее. В России падение рекламных поступлений помимо прочего диктуется вступившим в силу в 2013 году полным запретом на рекламу в СМИ алкогольных напитков и табачных изделий. Общемировой тенденцией рынка печатных СМИ является сокращение объёмов реализации изданий, особенно газет. Ежегодное падение тиражей в последние 5 лет на рынке Германии оценивается в 10%, в Испании – в 7%, США и Англии – в 5%. Тиражи на российском рынке с 2008 по 2012 г. сокращались в среднем на 7% в год.При этом снижение происходит только в «копиях», но не в «деньгах». В денежном плане третий год сохраняется стабильность, которая поддерживается с помощью роста розничных цен. Относительную стабильность демонстрирует и рынок подписки, что достигается за счёт государственных субсидий, обеспечивающих неизменность тарифов на доставку подписных тиражей. Правда, выделяемые из бюджета средства не в полном объёме покрывают затраты почтового ведомства на этот вид деятельности. Более того, по итогам 2012 года государственные дотации компенсировали только 53% потерь «Почты России». Тревогу вызывает тот факт, сделал акцент президент АРПП, что в проекте нового закона «О почтовой связи» не предусмотрено выделение дополнительных субсидий на сдерживание роста почтовых тарифов. Д.В. Мартынов подробно прокомментировал ситуацию в системе розничного распространения прессы. Подчеркнул, что этот сегмент продаж газетно-журнальной продукции играет важную роль, обеспечивая реализацию 65% тиражей печатных СМИ. Докладчик выделил основные тенденции, преобладающие на отечественном рынке дистрибуции периодики: - сокращение на территории всей России количества специализированных объектов по продаже газет и журналов, в частности, киосков прессы; - умеренный рост (на 2%) сегмента дистрибуции прессы через сети FMCG в основном за счёт открытия новых торговых объектов преимущественно в регионах; - рост розничных цен во всех форматах торговли прессой, причинами которого является рост затрат издателей на изготовление печатного продукта и сокращение доходов от рекламы; - сокращение количества проданных тиражей на один торговый объект прессы из-за падения читательской аудитории большинства периодических изданий; - снижение рентабельности всех форматов распространения периодической печати. В настоящее время рентабельность составляет: в опте - минус 0,5%, дистрибуция в ритейле - 1%, в киосках прессы – 1%, в минимаркетах прессы - 4%. Для распространителей рентабельны только 30-40% периодических изданий, работа с остальными 60-70% убыточна. Одной из основных негативных тенденций на рынке распространения печатной продукции, по словам Д.В. Мартынова, следует признать сокращение количества специализированных объектов, торгующих газетно-журнальной продукцией и книгами. В целом по России за последние 10 лет их численность уменьшилась почти на 30%. При сохранении существующих темпов их уничтожения через 5 лет подобного рода пунктов продаж периодики останется порядка 15- 20 тыс. на всю страну или 1 объект прессы на 7-10 тыс. населения. В целях преодоления нежелательных для отрасли последствий АРПП разработала Концепцию розничного распространения периодической прессы, в которой определены стратегические цели сегмента и приоритетные направления его развития. Стратегической целью Концепции является сохранение и дальнейшее развитие системы информационного обеспечения населения, гарантирующей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям российской и мировой культуры. В документе выделены 3 приоритетные задачи: - модернизация объектов розничной торговли прессой в соответствии с меняющимися условиями городской среды; - разработка единых принципов размещения объектов розничной торговли печатной продукцией; - разработка механизмов поддержки отрасли со стороны государства, а также городских, региональных органов власти. С учётом современных реалий всё большую актуальность приобретает применение в издательско-дистрибуторском бизнесе принципа (концепции) 360 градусов. Согласно этой концепции издателям необходимо осуществлять адаптацию под различные носители контента, отвечающего предпочтениям тех или иных аудиторий. В рамках концепции 360 градусов дистрибуторы строят работу на реализации одновременно печатных и цифровых газет, журналов и книг, реализации как массовых изданий, так и распечатке единичных экземпляров по требованию. Что касается сегмента подписки, то дальнейшее его развитие также связано с реализацией принципа 360 градусов во всех направлениях: разработка новых моделей и схем распространения по подписке, активное внедрение новых и современных форм приёма, оплаты и доставки подписки, увеличение дополнительных сервисов и услуг для подписчиков. Для радикального улучшения ситуации в области печатных СМИ, сказал в заключение Д.В. Мартынов, необходима поддержка со стороны государства в деле упрочения позиций системы отечественного производства и распространения прессы, повышения эффективности медиабизнеса. В частности, государственная поддержка отрасли может выражаться: - в установлении в отрасли единой сквозной ставки НДС в размере 5%; - в ежегодном субсидировании услуг по доставке подписных тиражей до полного покрытия убытков; - в реализации национальных программ поддержки и развития чтения, которые бы включали как организацию на федеральном телевидении и радио социальных рубрик, посвященных пропаганде чтения печатной прессы, так и организацию национальной программы льготной подписки для молодежи и социально незащищенных слоев населения; - в утверждении норматива торговой площади под прессу в зависимости от размера города/ населенного пункта; - в повышении эффективности тендеров и конкурсов по подписке (поправки к ФЗ 94). Для дальнейшего функционирования рынка распространения прессы необходимы и целевые региональные программы поддержки, а также закрепление следующих преференций для предприятий отрасли: льготных ставок на аренду земельных участков, на потребляемую электроэнергию и их подключение к электросетям, на коммуникационные расходы. В тех же целях было бы целесообразным утвердить новый расширенный ассортимент для реализации в киосках прессы, включающий трафикообразующие товары (табак, пиво, напитки и др.), разрешить торговым объектам по реализации периодической печатной продукции оказывать услуги населению, в т.ч. и размещение рекламоносителей на торговых объектах сетей розничного распространения прессы. Необходима, подчеркнул президент АРПП, конструктивная позиция всех участников рынка – издателей и распространителей, направленная на принятие положительных решений Правительством в области государственной поддержки отрасли, а также на реализацию мер по сохранению систем розничного распространения и подписки. Тезис об объединении усилий издателей и дистрибуторов в борьбе за сохранение печатного рынка прессы поддержала исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России С.Б. Дубинская в своём видеообращении к участникам конференции. В соответствии с программой конференции во время пленарного заседания с докладами и презентациями выступили руководитель департамента по подписке дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Е.Ю. Никитина (тема доклада: «Распространение периодических изданий через отделения почтовой связи: текущее состояние и планы на 2 полугодие 2013г.»), генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс», член правления АРПП И.Н. Васильева («Нужны ли городу газетные киоски»), коммерческий директор ООО «АРПИ «Сибирь» В.Э. Гайдецкий («Региональный сетевой ритейл как растущий канал продаж периодики»), руководитель отдела розничных продаж ООО «ТК Пресс»Д.Г. Ятченко («Принципы формирования ассортимента в условиях роста транспортных затрат»), генеральный директор ООО «Маркетинг Медиа» В.П. Тополянская («Наклейки на автомобиль «Аватарики»). Завершило первый день работы конференции заседание круглого стола на тему «Механизмы спасения киосковых сетей от финансового краха», провёл которое генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д. Гаврилов. |
> |