New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоган и баннер |
          | |
Acompnews--------------------------------------- Новости Компаний и изданий |
Национальной ассоциации по связям с общественностью Казахстана (НАСО РК) |
14 сентября 2020 г. в 22:16 |
Казахстан: Индустрия коммуникаций пострадала от коронакризиса, что побудило участников рынка перестроить работу и предложить новые продукты. К таким выводам пришли в Национальной ассоциации по связям с общественностью (НАСО РК) по результатам исследования, посвящённого изменению на рынке PR и коммуникаций в связи с кризисом и пандемией. В исследовании приняли участие 17 компаний из коммуникационной индустрии Казахстана, в том числе члены НАСО, сообщает Inbusiness.kz. По данным ассоциации, всего в Казахстане на рынке коммуникаций и PR работают более 30 компаний, однако многие из них занимаются и смежными видами деятельности, например, рекламой и ивентами. Преобладающие направления деятельности компаний-участников опроса – PR, коммуникационный консалтинг, обучение и тренинги по коммуникациям, мониторинг и анализ СМИ и соцсетей. В период пандемии примерно треть агентств (35%) сократили штат, но около половины (47%) оставили количество сотрудников неизменным, а 18% даже увеличили штат. 53% компаний смогли оставить зарплату сотрудникам без изменений. Примерно в 40% опрошенных компаний уровень заработной платы был сокращён от 10% до 50%, а в одном агентстве уровень зарплаты даже вырос. Во время самоизоляции сотрудники коммуникационных компаний активно занимались саморазвитием. Помимо постоянной работы по проектам в онлайн режиме в каждой второй компании (53%) сотрудники использовали возможность для самообразования и повышения квалификации по смежным профессиям (SMM, копирайтинг, психология). Сотрудники каждой третьей компании (35%) занимались самообразованием по основному профилю – PR и маркетинг. Таким образом прослеживается тренд, когда коммуникационные компании стремятся сохранить штат сотрудников неизменным, пытаясь сохранить и уровень зарплаты. Но при этом части из них приходится прибегать к сокращению и штата, и уровня зарплаты. При условиях сохранения негативного хода событий, скорее всего, тренд сокращений штата и заработной платы возобладает и станет доминирующим. У большей части опрошенных респондентов (70%) оборот за январь – июнь сократился. В частности, у 35% сокращение отмечается до 20%, у остальных компаний снижение превысило 20%. При этом у 18% оборот остался примерно тем же, что и в 2019 году, а у двух компаний показатель оборота вырос. Также респонденты сравнили количество клиентских проектов за январь – июнь 2020 года с тем же периодом 2019-го. У 76% респондентов произошло снижение, у 53% компаний сокращение составило до 20% в сравнении с прошлым годом, а у 23% – более 20%. Двум компаниям удалось сохранить количество проектов, а ещё у двух их число увеличилось по сравнению с 2019 годом. Если посмотреть на картину в целом, то явно виден тренд на существенное сокращение оборотов и проектов в коммуникационной отрасли. Примерно половина компаний (47%) во время пандемии расширила спектр оказываемых услуг. 35% участников список услуг не изменили, а 18% сократили свои услуги. На вопрос: «Какие новые сервисы/услуги появились в агентстве?» ответы довольно логичны. 59% опрошенных расширили свой перечень за счёт онлайн-мероприятий, так как офлайн-жизнь бизнеса была практически заблокирована. Что говорит о том, что карантин в этом смысле дал позитивный импульс индустрии: онлайн-инструменты активно внедряются и используются в практической жизни коммуникационной отрасли. Некоторые компании стали оказывать такие услуги, как спецпроекты в партнёрстве со СМИ; продвижение в соцсетях и реклама; производство медиаконтента. Каждая вторая компания в условиях пандемии перестроила стратегию. У каждой четвёртой «стратегия в процессе перемен». У 29% стратегия не изменилась, часть из них занимает выжидательную позицию и наблюдает за ситуацией. 18% опрошенных планируют менять направление деятельности, одна компания «планирует серьёзно сокращать штат и переходить в режим экономии», и одна компания признала, что стратегии у неё не было. При этом никто из опрошенных не отметил такие варианты, как «планируем сливаться с другой компанией» и «планируем закрываться». На вопрос: «Как изменится в 2020 году объём рынка коммуникаций (СМИ, PR, реклама и т. п.) в сравнении с 2019 годом?» 76% респондентов ответили, что рынок сократится. При этом оценки сокращения разные: сократится до 20% считают 18% опрошенных, сократится на 21 – 40% – 41% респондентов, сократится на 41 – 60% – 18%. 24% опрошенных оптимистичны и считают, что рынок не сократится, а останется таким же по объёму. Всех волнует вопрос: «Когда коммуникационная отрасль Казахстана начнёт выходить из кризиса?» Оптимистов, которые считают, что возможен выход из кризиса до конца 2020 года, немного – 12%. Наиболее популярно ожидание, что кризис закончится не раньше января – марта 2021 года. Такое мнение разделяют 35% опрошенных. |
> |