New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоган и баннер |
          | |
Acompnews--------------------------------------- Новости Компаний и изданий |
«Журнал «КO» |
7 октября 2024 г. в 18:55 |
На поводу у зумеров: Как меняется современная офисная жизнь Начало десятилетия стало важной вехой в офисной жизни: в марте 2020-го в обиход вошло новое слово — «удаленка». С ним появились и первые звоночки офисной трансформации — из ковидного локдауна люди вернулись или не вернулись в офисы. Появились новые понятия: полностью удаленная работа, частично удаленная, «строго офис». Соответственно, встал и вопрос: а нужны ли офисы в принципе или хотя бы в таком количестве? Более того, роль начинает играть все более набирающее вес поколение Z (условные 20–25-летние) и Y (условные 30–40-летние), которые не хотят сидеть в маленьких старомодных кабинетах и попадать в них через длинные безликие коридоры. Это все диктует как смену формата присутствия сотрудников, так и смену формата самих офисов, выдвигая вперед концепции дружелюбных открытых пространств с нестабильным их посещением. В том, как происходит «ломка» и что именно приходит на смену старой «доковидной» модели, какой гибрид уже вырисовывается, разбирается журнал «Компания». Исследования подтверждают: офлайн-взаимодействие с коллегами повышает эффективность работы команды, делая посещение офиса хотя бы несколько раз в неделю необходимым, говорит Павел Барбашев. HR-директор Level Group Валентина Романова делает интересное наблюдение: часть сотрудников предпочитает иметь возможность прийти в офис. «В частности, — говорит эксперт, — мы прослеживаем следующую тенденцию: чем моложе поколение, тем безразличнее, есть ли у них рабочее место или нет. Поэтому зачастую потребность в закрепленном рабочем месте присутствует у представителей поколения Х или старше». COVID, продолжает Валентина Романова, позволил поколению «зумеров» заставить владельцев компаний оперативно принять их ценности. Как результат, появились все тренды в офисах, которые наблюдаются сегодня, — это максимально разнообразный формат, гибкие рабочие места, а не фиксированные. «Новые офисы должны закрывать максимальное количество бытовых потребностей и создавать такую среду, которую можно вообще не покидать. Согласно прогнозам, в 2025 году 70% рабочей силы будут составлять представители поколений Y и Z, а значит, работодатели уже просто не смогут игнорировать их потребности и ценности. Отмечу, что на Западе появляются форматы офисов, которые несут в себе также функции личного жилья, где человек может остаться на ночь или, возможно, живет постоянно. В качестве примера можно привести Apple City House», — говорит Валентина Романова. Меняются и предпочтения арендаторов. Бизнес, отмечает Кирилл Бабиченко, выдвигает все более жесткие требования к офисам. Например, по словам руководителя департамента по продаже коммерческой недвижимости Whitewill Станислава Журавлева, идеальный представительский офис — это высокий этаж, панорамный вид, много открытого пространства и света, расположенный в БЦ класса А с правильным месторасположением и транспортной доступностью. Вдобавок, продолжает Кирилл Бабиченко, важное значение имеет развитая инфраструктура как внутри бизнес-центра, так и в его окрестностях. «Внутренний мир» офисов тоже меняется. Современный офис, говорит генеральный директор компании КРОС Екатерина Мовсесян, это комфортное рабочее пространство, где сотрудник может сосредоточиться на рабочих вопросах, получить быструю обратную связь от коллег и полноценно участвовать в жизни компании. Это наличие комнат для переговоров разной вместимости. Это общие пространства для отдыха и общения, развития нетворкинга и укрепления социальных связей. Некоторые компании специально проектируют офисы таким образом, чтобы, например, зона отдыха становилась точкой притяжения сотрудников из разных подразделений и располагала к коммуникации. Это различные приятные детали интерьера и нестандартные архитектурные решения, которые поддерживают позитивный эмоциональный фон: яркое оформление, озеленение, симпатичные маскоты, фрукты и так далее. В настоящее время около 5% сотрудников работают в удаленном формате. И менее половины (47%) выполняют обязанности в гибридном графике, совмещая работу из дома с офисом. Удаленный и гибридный форматы максимально востребованы специалистами HR, дирекцией по развитию продукта и коммерческим блоком. «Ковидные времена доказали, что высокое развитие IT-систем позволяет эффективно работать дома. Однако взаимодействие команд в комфортном офисе с грамотным зонированием дает больше возможностей для быстрого обмена мнениями и принятия решений. Говоря о комфорте, к достаточному количеству переговорных и современному техническому оснащению офиса я добавлю важность наличия удобных мест для приема пищи и бесплатный coffee point. Даже такая бытовая мелочь, как возможность выпить любимый капучино на рабочем месте, положительно сказывается на продуктивности: лучше тратить время на решение интересных задач, чем на то, где купить вкусный кофе», — говорит Зинаида Чумакова. Коммерческий директор Tekta Group Елизавета Севастьянова подтверждает важность присутствия в офисе для успешной работы. «Опыт наших HR-специалистов показал, что, если команда, будь то топ-менеджмент или руководитель с подчиненными, встречается лишь раз в неделю во время онлайн-совещания, эффективность работы резко снижается. Дистанционное общение не позволяет людям мотивировать друг друга и обмениваться энергией так, как это делает живая коммуникация. Поэтому работодатели — как минимум те, кто, как мы, работает в реальном секторе, — выступают за работу в офисе. Этот формат позволяет выстраивать более крепкие горизонтальные и вертикальные связи в команде», — говорит эксперт. Для выстраивания связей офис должен быть соответствующим. Партнер архитектурного бюро Syntaxis Алексей Зародов видит уходящий запрос на закрытые кабинеты, VIP-этажи и длинные коридоры. «Сегодня в тренде открытые пространства и разные форматы того, как достигается необходимый комфорт нахождения в них. К плюсам такой схемы можно отнести широкие возможности к адаптации рабочих зон под изменяющееся наполнение и функции, в том числе гибридный формат», — говорит архитектор. Есть свои особенности в организации офисного пространства и в зависимости от типа бизнеса. «Например, — говорит руководитель архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов, — консалтинговым компаниям жизненно необходимы образовательные зоны и лектории, а IT-компании делают ставку на гибкие и технологичные зоны для командной работы». На втором месте по значимости — зоны переключения задач и форматов труда, к которым относятся кофепоинты, общественные зоны, лаундж-переговорные и другие пространства, где можно отдохнуть и переключиться на другой режим работы. Также архитектор упоминает зоны разгрузки, где можно отдохнуть и расслабиться, — в наше время, когда динамика жизни постоянно ускоряется, а количество стресс-факторов увеличивается ежегодно. Пространство для медитации или неформального общения помогает снять рабочий стресс, защитить ментальное и физическое здоровье, оставаться эффективным и мотивированным сотрудником. «Далее, — говорит Сергей Труханов, — следуют зоны концентрации и приватности, а также акустического комфорта. Учитывая, что большинство офисов используют формат open space, организация приватных мест становится крайне важной. Речь идет о библиотеках, фокус-комнатах и тихих зонах, где соблюдается правило звуковой нейтральности». Основатель архитектурной мастерской DA Максим Долгов видит в проектировании офисов несколько трендов: цифровизация и автоматизация, энергоэффективность и принципы устойчивого развития — акцент на комфортный микроклимат, качественную отделку, зеленые зоны, энерго- и ресурсосбережение, системы «умного» офиса, естественную инсоляцию. Офисные пространства чаще проектируются с одним или несколькими опенспейсами для линейных сотрудников, несколько переговорок и кабинетов руководителей, точный состав и размеры помещений определяются в задании. Принципиальных отличий от западных компаний нет. Единственное — за рубежом чаще уделяется внимание «креативным» развлекательным пространствам и использованию технологий «зеленого» строительства. Меняется и оформление офисов. Во многом оно зависит от конкретной компании, но общие тенденции задают крупные мировые игроки. Как отмечает операционный директор ООО «Монзе» Александр Шнурко, в оформлении офиса должны присутствовать инновационные решения, возможности для гибридного формата работы, совместной деятельности и времяпрепровождения. Все это влияет на выбор мебели. Большие площади многофункциональных общих зон должны комплектоваться «адаптивной», трансформируемой мебелью, которую можно использовать для конференций, командной работы, нетворкинга небольших групп, деловых встреч с партнерами и т. д. Кастомизация мебели, по словам эксперта, также играет большую роль. Компании стремятся создавать для сотрудников ассоциации с брендом в каждом помещении. Более того, в идеале ее важно сохранить для разных локаций, чтобы офис оставался узнаваемым во всех филиалах, даже в разных точках мира. Общий вывод, который делают эксперты, — по прошествии лет ситуация стала больше похожа на компромисс: люди не против выйти в офис только в том случае, когда условия в нем лучше, чем дома. |
> |