New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоган и баннер |
   ![]() ![]() ![]() |
|
Acompnews--------------------------------------- Новости Компаний и изданий |
Пресс-служба МХПИ |
5 мая 2025 г. в 16:45 |
Эксперт МХПИ рассказал, как философия русского космизма повлияла на развитие современной визуальной культуры ![]() Модельер, заведующий кафедрой “Дизайн костюма” Московского художественно - промышленного института (МХПИ), кандидат технических наук, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников (ТСХР) Денис Еремкин проанализировал связь между идеями русского космизма и тенденциями в современном искусстве и дизайне. В своем материале эксперт показал, как философские концепции Константина Циолковского и Александра Чижевского продолжают формировать визуальную культуру XXI века. "Философия русского космизма вышла далеко за пределы теоретических построений и стала мощным источником образов и смыслов для современного визуального искусства. Сегодня мы видим, как интуиции Циолковского и Чижевского воплощаются в самых разных областях — от биоарта до архитектуры и дизайна," — отметил Юрий Цинцевич, доцент МХПИ. Идеи Циолковского о "лучистом человечестве" и преобразовании природы человека отразились в современном биоарте и трансгуманистических художественных проектах. В своих работах Циолковский детально описывал будущие жилища для космического человечества с "блестящими цилиндрически изогнутыми крышами, отражающими солнечные лучи". Эти описания удивительно напоминают проекты современных архитектурных бюро, работающих с экологическим дизайном. Теория гелиотараксии Чижевского, связывающая солнечную активность с историческими процессами, нашла воплощение в современном световом искусстве и инсталляциях, реагирующих на природные ритмы. Многие арт-проекты последних лет используют данные солнечной активности для создания визуальных образов, продолжая концепции, сформулированные сто лет назад. Чижевский одним из первых представил космические воздействия в виде графиков и циклических схем. Сегодня целое направление в дата-визуализации развивает его подход, преобразуя взаимосвязи между космосом и земными процессами в наглядные визуальные формы. Между описанными Циолковским "трудовыми армиями", преобразующими природу, и эстетикой советского монументального искусства прослеживается прямая связь. Космисты сформировали визуальный код, где человек, покоряющий пространство, стал центральной фигурой не только в официальном искусстве СССР, но и в массовой культуре космической эры во всем мире. Идеи Циолковского о защитной одежде будущего сегодня воплощаются в авангардных коллекциях дизайнеров, работающих с "умными" тканями и адаптивными материалами. Его описания функциональных костюмов перекликаются с современными технологичными линиями одежды, а футуристическая эстетика проявляется в работах модных домов, обращающихся к теме космоса. Восприятие человека как части единого космического целого, характерное для космистов, нашло отражение в современном экологическом искусстве и дизайне. Популярность биомиметического подхода, использующего формы живой природы для создания функциональных объектов, имеет глубинную связь с философией русских космистов. "Что особенно интересно в космизме — это его визуальное предвидение. Циолковский не просто теоретизировал о будущем в космосе, он буквально описывал, как это будущее должно выглядеть. И сегодня мы видим эти образы в современном кино, архитектуре, моде. Это своего рода визуальная преемственность, которая работает даже тогда, когда прямые отсылки к первоисточнику отсутствуют," — подчеркнул исследователь. Идеи Циолковского о всеобщей одухотворенности материи сегодня проявляются в параметрических фасадах зданий, имитирующих природные структуры. Понимание космоса как живого организма, где все взаимосвязано, перешло от космистов в современную визуальную культуру через биомиметику и органический дизайн. Юрий Цинцевич также рассмотрел противоречивые аспекты философии космизма. Утопические идеи Циолковского о селекции человечества и создании "лучистого сверхчеловека" отражаются в современном искусстве, исследующем пост-человеческое будущее. Художники переосмысливают эти идеи через образы мира, где технологии селекции доведены до крайности, предостерегая от буквального прочтения космистских утопий. Философия космизма оказала значительное влияние на кинематограф и визуальные эффекты. Многие приемы изображения космического пространства в современных фильмах следуют описаниям из трудов Циолковского о человеке вне земного притяжения. Фильмы "Гравитация" Куарона и "Интерстеллар" Нолана визуально воплощают представления ученого о жизни в невесомости и преодолении земных ограничений. Влияние русского космизма на визуальную культуру вышло за пределы России. Идеи Циолковского и Чижевского нашли отклик в японском анимационном искусстве, интересующемся темами космоса и трансформации человека. Труды Циолковского, переведенные на японский в 1960-е годы, повлияли на эстетику научно-фантастического аниме. Работы Хаяо Миядзаки и создателей "Евангелиона" перекликаются с идеями русских космистов в представлении взаимоотношений человека и космоса. Идея Циолковского о существе, способном поглощать солнечную энергию, находит воплощение в биоарте и проектах на стыке искусства и науки. Художники экспериментируют с фотосинтезирующими организмами, невольно визуализируя концепции столетней давности. Это пример культурной преемственности, когда образы из философских текстов проникают в визуальную культуру и возвращаются в новом виде. Теория Чижевского о влиянии космических ритмов на земную жизнь проявилась в современных медиа-инсталляциях, работающих с данными в реальном времени. Художники создают визуальные системы, переводящие космические данные в образы, звуки и движения, развивая идею о едином космическом ритме, связывающем все уровни бытия. Некоторые современные дизайнерские решения были описаны Циолковским еще сто лет назад. Экологические проекты с солнечными панелями концептуально близки к тому, что ученый называл "жилищами для эфирного человечества". Проекты модулей для Марса во многом повторяют идеи, рассчитанные еще в 1920-х годах. Философия русского космизма созвучна современным визуальным поискам в эпоху экологического кризиса и цифровой трансформации. Циолковский и Чижевский создали философию, в которой человек рассматривался не как покоритель природы, а как ее разумная часть, развивающаяся в гармонии с космическим целым. Сегодня, когда визуальная культура обращается к темам экологии, симбиоза с природой и места человека в технологическом мире, идеи космистов приобретают новую актуальность, обеспечивая готовый визуальный словарь для разговора о будущем. Московский художественно-промышленный институт (МХПИ) высшее учебное заведение, основная специализация которого – подготовка дизайнеров. Институт основан в 1998 году и подготавливает бакалавров по 5 направлениям: графический дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, медиа-арт и ивент-дизайн. Также ведется подготовка по магистерским программам. При МХПИ действует дизайн-колледж по направлениям графический дизайн, дизайн одежды и дизайн среды. Обучение проходит на площадке арт-кластера «Красный Октябрь» в Москве. Студенты регулярно представляют свои работы на профильных выставках, в том числе на Московской неделе моды. 75% преподавательского состава МХПИ имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, 20% являются практикующими дизайнерами и художниками. За 25 лет работы институт подготовил более 4000 выпускников, 85% из которых трудоустроены по специальности, а 10% открыли собственный бизнес в сфере дизайна. Ректор МХПИ – Алексей Егоров, член Президиума Российской палаты мод, член Творческого союза дизайнеров и имиджмейкеров. Пресс-служба МХПИ Наталья Яковлева Телеграм: @natusia_ya t.me/PRInforu @PRInforu |
> |