New Info | События | Со&Pub News | Проекты и программы | Статьи и материалы | Справочник | Книжная полка | Слоганы и баннеры |
PR-Info | |
НОвости Компаний и изданий |
«ЧАС» — ежедневная газета Латвии |
1 июня 2006 г. в 09:16 |
Ставки балтийских pr специалистов.-PR есть! Специалистов нет На прошлой неделе в Риге прошла вторая ежегодная международная конференция PR Challenge, посвященная связям с общественностью. Ведущие специалисты отрасли из Прибалтики и других стран обменялись опытом. Три балтийские PR-акулы - Айнар Эрглис (член правления P.R.A.E. Public Relations, Латвия), Миколас Каткус (председатель правления VRP/Hill & Knowlton, Литва) и Маргус Мэтс (член правления KPMS & Partners, Эстония) - по очереди описали рынки PR-услуг в их странах. Вот что они рассказали. В Латвии в общем и целом все хорошо. Область становится все более профессиональной. Ведущие специалисты и PR-агентства накопили свой опыт (а не книжный), а их клиенты - свой (жизненный, а не книжный). Зарплаты за последние три года выросли на 30-40%. Изменилась роль PR-агентства - если раньше оно занималось написанием пресс-релизов и отслеживанием публикаций в СМИ, то сегодня оно стало полноценным партнером клиента и решает серьезные бизнес-задачи. Проблема же в области связей с общественностью в Латвии стандартная - нехватка квалифицированных специалистов. В Литве PR-область развита слабо. Несмотря на в полтора раза большее, чем в Латвии, население, там всего около сорока агентств (для сравнения: в Латвии, по оценкам экспертов, - около ста). В то же время в семидесяти из ста крупнейших литовских компаний есть отделы по связям с общественностью. Стали появляться PR-отделы и в госструктурах. Более того, за последние три года увеличилось количество госзаказов. Стали конкурировать между собой рекламные и PR-агентства. Клиенты требуют практического решения их задач, а не публикаций в прессе. Проблема отрасли - не хватает специалистов. Ситуация в Эстонии очень похожа на литовскую. Та же проблема - кадровая. На всю страну международное PR-агентство всего одно - Hill & Knowlton. Большинство эстонских PR-компаний состоит из двух-трех человек. Годовой оборот компаний в редком случае превышает миллион евро. А емкость рынка связей с общественностью оценена в 6,5 млн. евро. Каждый год рынок растет на 10-15%. А зарплаты пиарщиков в Эстонии за последние три года выросли примерно на 40%. Сегодня в Эстонии существует четыре часовые ставки PR-консультанта: 40, 60, 80 и 100 евро/час (в Латвии и Литве ставки такие же, а, например, в Финляндии их три - 150, 200 и 300 евро/час). Что ж, схожесть балтийских рынков - дело объяснимое: все-таки рядом находимся, да и экономическое положение не сильно различается... Но что удивило, так это одна и та же проблема во всех трех странах: нехватка квалифицированных специалистов. Однако некоторые эксперты утверждают, что через два-три года эта проблема будет решена. Что ж, поживем - увидим. Как вы оцениваете конференцию? Айгар Нордс, председатель правления DDB Porter Novelli: - Лично мне конференция понравилась. Участники конференции вышли на новый уровень. Количественно и качественно - в сравнении с 2005 годом. Если говорить о количестве, то год назад на конкурсе было представлено 25 работ, а в этом году - 51. В прошлом году было всего пять номинаций. В этом - девять. Если же говорить о качественной составляющей, то в этом году работы стали оценивать более профессионально: в прошлом году критерием оценки было количество публикаций в прессе, а в этом году таковым стали реальные бизнес-показатели - прирост объема продаж, количества клиентов, сокращение смертности на дорогах и т. д. Айнар Эрглис, член правления P.R.A.E. Public Relations: - Супер! По сравнению с прошлым годом уровень явно стал выше - как участников, так и лекторов. Надеюсь, в следующем году общий уровень будет еще выше. Так что в целом я оцениваю конференцию очень позитивно. А конкурса на лучшую PR-кампанию, который проводился в рамках этой конференции, нет ни в Литве, ни в Эстонии. И я как латвийский PR-специалист горжусь тем, что этот конкурс проходит именно в нашей стране! Успешный PR или ужесточение законодательства? На одной из презентаций Эрикс Стендзиниекс, креативный директор компании Zoom, рассказал о том, как при помощи PR по заказу CSDD (стоимостью около 400 000 латов) агентство пыталось сократить количество автоаварий и потерпевших в них: - Мы разработали большую кампанию под слоганом «Присоединяйся!». А мотив ее был такой: «Хочешь превышать скорость? Ездить пьяным? Пожалуйста! Инвалидная коляска ждет тебя». В ТВ-роликах были показаны люди, которые стали калеками из-за автоаварий. Более того, эти люди дежурили с полицейскими на дорогах. И когда попадался нарушитель, к нему подходил калека и показывал рентгеновский снимок своего позвоночника. На котором была надпись: «Я тоже любил быстро ездить». Некоторые калеки разрешили у себя дома установить веб-камеры, и со странички в Интернете можно было наблюдать в режиме online за тем, как они живут. В результате в 2005 году впервые количество погибших на дорогах сократилось на 15%, а пострадавших - на 13%. Неизвестно только, произошло это сокращение благодаря успешной PR-кампании или из-за изменений в законодательстве - от резкого увеличения штрафов до лишения свободы за нарушения ПДД. Кстати, именно эта PR-кампания заняла первое место в номинации «Кампании для госсектора». Павел ШУДНЕВ, газета«ЧАС» |