|
|||||||||||
e-mail:info@pr-info.ru
promotion - на интеллектуальных ресурсах
English version
|
Материалы
и обзоры Новая информация - New Info |
||||||||||||||||
...из Блогосфер... «Экспертно-аналитическая и информационно-рейтинговая компания «ЮНИПРАВЭКС» предложила конструктивные шаги, направленные на формирование цивилизованного рынка GR-услуг в Российской Федерации», – с таких слов начинается статья «GR в Российской Федерации – новые отношения бизнеса и власти» (GR в Российской Федерации – новые отношения бизнеса и власти//Российская Ассоциация по связям с общественностью. Российский PR-портал. 15.07.2010. ). Таким образом, открыто признается, что цивилизованного рынка GR-услуг в России на сегодняшний день пока нет. К сожалению, особенности национальных взаимоотношений бизнеса и власти таковы, что полноценного рынка GR-услуг у нас нет, и в ближайшем обозримом будущем его не может быть. Причины кроются не только в том, что не проводится мер для институциализации профессии GR-специалиста как ведущего звена в системе отношений бизнеса и власти или что не выявлены ключевые тренды и не подсчитана финансовая емкость рынка. По одному из основных законов рыночной экономики предложение определяется спросом. А спрос на услуги специалистов по GR со стороны коммерческих организаций на сегодняшний день очень невысок. В самом деле – зачем тратить деньги на оплату новомодных специалистов, когда степень теплоты отношений отечественных предпринимателей с большинством госструктур определяется в первую очередь далеко не репутацией и не информационной открытостью компании. Практически все вопросы во взаимоотношениях с госструктурами – от победы в тендере на строительство до получения разрешения на выпуск и реализацию новой продукции - можно решить, опираясь на традиционную для России любовь чиновников к использованию властных полномочий для личного обогащения. Наиболее образно и лаконично современные отношения бизнеса и власти отражены в народном творчестве: приказали боги Олимпа Сизифу бесконечно закатывать в гору огромный камень. -А нет ли других вариантов? -Можешь бороться в России с коррупцией. -Нет уж, давайте лучше камень! Бизнес, в свою очередь, в этом вопросе не отстает от власти: -Дорогой, я наконец-то выбросила твой дешевый старый костюм. -И в чем я теперь в налоговую ходить буду? Конечно, это шутка. Но в каждой шутке – доля шутки…Например, по данным члена-корреспондента РАН Ирины Елисеевой, которые были озвучены на Первом всероссийском экономическом конгрессе, объем теневой и коррупционной составляющей в России составил порядка 25,5 трлн. рублей. По данным газеты Cristian Science Monitor, полученным на основе материалов исследований фонда «Индем», объем коррупции в России составляет 318 млрд. долларов или треть ВВП страны. По мнению экспертов Национального антикоррупционного комитета, рекордсменом по размерам взяток являются департамент имущества города Москвы и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, где стоимость «отката» может превышать $100 000. Понятно, что не к командам специалистов по GR обращаются представители коммерческих организаций, чтобы получать такие взаимовыгодные заказы. Пока отношения бизнеса и власти строятся на откатах и «распиле бюджета», инструментам GR не будет достаточно места в этой уродливой схеме. Нет смысла вкладывать время и деньги в обеспечение открытых и цивилизованных отношений с государством, когда все вопросы от победы в тендере на оказание услуг до госзакупок решаются по принципу, кто даст взятку побольше. Поле деятельности для специалистов в сфере GR сильно ограничено, пока нет открытости и добросовестной конкуренции в отношении бизнеса и власти, пока действуют необоснованные ограничения и запреты в экономической сфере, пока нет ответственности чиновников за непринятие мер по устранению причин коррупции. В коммерческих организациях кроме сферы лоббирования интересов российского бизнеса, инструментарий GR практически нигде больше не востребован. Лоббирование в России на сегодняшний день находится в зачаточном состоянии и не может предоставить возможностей для формирования полноценного рынка GR услуг. Еще одна причина отсутствия полноценного рынка GR услуг в отношениях бизнеса и государства – отсутствие независимой «четвертой власти». Понятно, что полностью независимой пресса быть не может – каждое издание спонсируется из определенного источника и зависит от него. Однако в России эта зависимость, в отличие от развитых демократических стран, носит гипертрофированный характер. Если «канал ОРТ явно неравнодушен к партии «Единство» и СПС, но не любит Ю. Лужкова, Г. Явлинского и В. Яковлева, … то «Единство» и кремлевская администрация вызывали у работников старого НТВ стойкую аллергию» ( С. Марков. PR в России больше, чем PR. СПб., 2005, с 64). Однако отсутствие полноценного рынка GR услуг не говорит о том, что положение безнадежно. Перспективы формирования полноценного рынка GR-услуг существуют, для этого есть все необходимые предпосылки. Так, формирование общеотраслевых профессиональных стандартов в виде квалификационных характеристик должностей работников, занятых в сфере GR-бизнеса, не является сложноразрешимой задачей. Во-первых, можно позаимствовать часть опыта из смежной сферы PR, в которой в силу высокой востребованности и колоссального опыта, накопленного за более чем 15 лет успешной работы, профессиональные стандарты определены подробно и четко. Во-вторых, для определения специфических черт квалификационных характеристик специалистов по GR можно обратиться к многолетнему успешному опыту работы управлений пресс-служб Администрации Президента РФ и Совета Федерации РФ, пресс-служб министерств и ведомств. Нельзя не отметить положительные результаты формирования так называемого «электронного правительства» (E-government или eGov), созданного в рамках «Концепции использования информационных технологий в деятельности государственных органов государственной власти до 2010 г.» Использование сети Интернет привело к заметному повышению эффективности предоставления информации и повышению уровня информационной культуры госструктур, к улучшению работы управленческого аппарата, оптимизации процессов экономического развития и снижению социальной напряженности в обществе (И. Боброва. В. Зимин. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:) М., 2006, с. 245-246) . Еще в 2007 г. Владимир Путин издал Указ о приведении российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. 1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО), а в 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции. А соответствии с планом в декабре 2008 г. был принят Федеральный Закон «О противодействии коррупции». Если декларированные в Законе нормы будут хотя бы частично претворяться в жизнь, то коррупционная составляющая будет понемногу сдавать позиции, уступая место открытому и цивилизованному взаимодействию бизнеса и власти, которое включает поиск новых точек соприкосновения, новых площадок и форм взаимодействия. Прозрачное сотрудничество бизнесменов и чиновников откроет самые обширные перспективы для специалистов в сфере GR.
Инна Будникова Блог prinfo.livejournal.com/ |
|
|||||||||||||||
© Copyright " altexpress@mtu-net.ru ", Т.И. Алекcеева, 1999-2010 Design AltExpress