Новая информация
New Info
31.05.2011 - Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля? Е. ПАНЧЕНКО , РГГУ, Москва , Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media в раздел Материалы и статьи
31.05.2011 - .. из Блогосфер... У государственных пиарщиков появился свой журнал - natalka_kor .в сообществе Tерритория PR в стране Info - в ЖЖ
31.05.2011 - .. из Блогосфер...
Главная задача - научиться общаться с вооруженными цифровыми технологиями, клиентами и специалистами - natalka_kor в сообществе Tерритория PR в стране Info - в ЖЖ
30.05.2011 - Со&PubNews: Установочное заседание Комитета РАСО по научным и инновационным коммуникациям -
Российская Ассоциация по связям с общественностью
30.05.2011 - «PR на страницах российской прессы» подводит итоги за круглым столом. 31 мая 2011
30.05.2011 - Со&PubNews: Журнал «Коллекция идей» для детей и взрослых в мае - ИД "ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА", Москва
30.05.2011 - Со&PubNews: Юбилейный Би-НОМ проплыл по Волге
с 20 по 22 мая 2011 конференция «Рекламный Би-НОМ» 2011 в Нижнем Новгороде -Рекламное агентство "Нью-Тон", Москва
30.05.2011 - Со&PubNews: УК «Альфа-Капитал» стал ЛУЧШИМ на III ВСЕРОССИЙСКОМ Конкурсе «BEST 2011 INTRANET RUSSIA-2011», Москва
30.05.2011 - Со&PubNews: PR-агентство GLOBAL POINT Communication Agency, Москва, С-Петербург , вошло в пул победителей закрытого конкурса Альфа-Банка на выполнение услуг рекламного и маркетингового характера.
30.05.2011 - Со&PubNews: «PRотека для студентов». PR-агентство InMar Relations, Новосибирск , открыло в стенах своего офиса профессиональную библиотеку. |
|
Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете:
Новая публичная сфера или пространство
контроля?
ЕГОР ПАНЧЕНКО
Российский Государственный Гуманитарный Университет, Москва
Abstract: Online-news sites and social media in Russia are emerging at present. Their con-vergence constructs a type of media system that helps overcome the disconnected character of traditional media. Audiences of social networks have an opportunity to reply to the agenda set by online media. As a result, a new digital public sphere is created and cyber democracy is developed. In my article, I explore the infrastructure of such media and its specific character-istics on Runet. I argue that while social media in some other countries promote social and political activism offline, for example, recent revolutions in Arab countries, the quality of the digital public sphere on Runet is low. Russian audiences are passive and not involved in the discussion of the most important public questions presented by online-news sites; instead us-ers mechanically disseminate news through social media platforms. This new digital media-system has characteristics of traditional media, where leading positions are taken by state-controlled online-news sites, disseminating transmedia state-storytelling among passive audi-ences of social networks.
Keywords: Online-news sites, social networks, media convergence, transmedia storytelling, public sphere, cyber-democracy, state control of Runet
С овременные российские Интернет-СМИ вслед за ведущими зарубежными изда-ниями осваивают принципы конвергентной журналистики, используя технологи-ческие возможности новых медиа. С другой стороны, благодаря возникновению парадигмы Web 2.0 бурно развиваются компьютерные социальные сети. Возникает феномен социальной журналистики: все большее участие в процессе производства новостей приобретают читатели, получая возможность влиять на содержание повестки дня и распространяя новости по каналам межличностной коммуникации в социальных сетях. . 5 (2011): 87-118.
88 Egor Panchenko
Происходит медиаконвергенция российских Интернет-СМИ с социальными сет-ями, что трансформирует их в социальные медиа. Формируется новая медиасистема, в которой профессиональная и социальная журналистика вступают во взаимодействие, а новые интерактивные каналы распространения новостей – социальные сети – позво-ляют преодолеть односторонний, разорванный характер коммуникации традиционных медиа, делают возможным ответ аудитории. Развитие социальных медиа и все возрастающая роль аудитории позволяет говорить о формировании нового цифрового публичного пространства и возникновении кибердемократии, дающей обществу возможность контролировать власть, напрямую высказывать свое мнение по важ-нейшим для него вопросам посредством новых цифровых каналов коммуникации, и позволяющей в значительной мере влиять на социальные и политические процессы в государстве.
Влияние новых медиа на развитие демократии – вопрос достаточно новый и малоисследованный. Существует разделение между сторонниками «технологического оптимизма», напрямую связывающими эти процессы (Poster 2000, Рейнгольд 2006, Castells 2009); и сторонниками нейтральной или даже пессимистичной позиции, утверждающими, что новые медиа являются лишь инструментом, использование кото-рого зависит от других факторов – политических, социальных, экономических и др. (Hindman 2009, Morozov 2011).
Ввиду новизны потенциального публичного медиапространства, формирующегося в результате интеграции Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете, эти вопросы приобретают особенную актуальность. Поэтому целью данной статьи является описа-ние этой новой медиасистемы, оценка этого пространства как новой публичной сферы, а также попытка выявить специфику этой среды в Рунете.
В первой части статьи представлены статистические данные, касающиеся ново-стных ресурсов и социальных сетей в Рунете, на основе которых в качестве объекта исследования для дальнейшего анализа выбраны наиболее посещаемые новостные ресурсы Рунета: сайты РИА Новости (rian.ru) и Вести.ру (vesti.ru), а также страницы этих порталов в наиболее динамично развивающихся социальных сетях Facebook и Twitter, с которыми происходит интеграция большинства новостных порталов. На основе выбранных источников предпринята попытка описать сложившуюся коммуникативную инфраструктуру; для выявления активности пользователей Рунета в новом публичном пространстве проведен Case study новостных сюжетов, посвя-щенных смене власти в Египте в январе-феврале 2011 года (РИА Новости) и раскры-тию секретных документов на сайте Wikileaks (Вести.ру); проведено сравнение с ана-логичными сюжетами на сайте CNN (cnn.com).
Вторая часть статьи посвящена анализу полученных результатов и критике нового медиапространства как публичной сферы. Задачей этой части статьи также является попытка рассмотреть ситуацию с новыми медиа Рунета в более широком контексте российской медиасистемы – в первую очередь, в сравнении с телевидением.
http://www.digitalicons.org/issue05/egor-panchenko/
Convergence of Internet News Media and Social Networks on Runet 89
Интернет-СМИ в России: От печатной прессы к социальным медиа
Электронные медиа в России
В настоящее время традиционные СМИ (печатная пресса, ТВ и радио) теряют доходы как от рекламы, которая перетекает в Сеть, так и от падения тиражей. Статистические данные показывают, что Интернет уже обошел по посещаемости печатные СМИ. Рос-сия в этом плане отстает от западных стран, но эта тенденция характерна и для отечественных медиа. Согласно данным Фонда «Общественное мнение» на январь 2011 г. (Лебедев 2011), в России 95% населения обычно узнают новости по теле-видению, 48% – из печатной прессы, 38% – по радио, 24% – из Интернет-СМИ, 18% – из социальных медиа (см. иллюстрацию №1). При этом у молодежи Интернет-СМИ и социальные медиа занимают соответственно 2 (47%) и 3 (37%) места после ТВ. Интернет продолжает наращивать аудиторию в противоположность российскому ТВ. За 2010 год аудитория большинства ведущих телеканалов РФ сократилась, тогда как численность пользователей ведущих сайтов Рунета значительно выросла.
Иллюстрация №1. Источники новостей для населения России.
Источник: Фонд «Общественное мнение» (Лебедев 2011)
Социальные сети и новостные порталы являются одним из наиболее востребованных пользователями типов ресурсов (TNS 2010), как и поисковые системы и агрегаторы новостей (см. таблицу №1). Популярность новостных агрегаторов можно объяснить тем, что пользователи при посещении главных страниц поисковых порталов первым делом видят новостные блоки с пятью-десятью топовыми новостями, что естествен-ным образом фокусирует внимание читателей. Однако ввиду их специфики мы не будем рассматривать эти порталы, так как они не занимаются производством новостей,
http://www.digitalicons.org/issue05/egor-panchenko/
90 Egor Panchenko
а лишь в автоматизированном режиме осуществляют их сбор по различным инфор-мационным источникам. Объектом внимания в данной статье станут Интернет-СМИ (на примере РИА Новости и Вести.ру) и социальные сети Рунета (Facebook и Twitter).
Таблица №1. Аудитория наиболее посещаемых поисковых систем, новостных порталов и социальных сетей Рунета в декабре 2010.
№
Ресурс
Количество человек, заходивших на сайт хотя бы 1 раз за месяц, тыс. чел.
Вид ресурса
1
Яндекс // Главная страница
24051,3
Поисковая система
2
Vkontakte.ru
22664,2
Социальная сеть
3
Mail.ru // Главная страница
22567,8
Поисковая система
4
Mail.ru // Мой мир
19548,8
Социальная сеть
5
Odnoklassniki.ru
17357,6
Социальная сеть
6
LiveJournal.com
14436,5
Блог-платформа
7
Mail.ru // Новости
12811,9
Агрегатор новостей
8
Яндекс // Новости
12188,8
Агрегатор новостей
9
Ролики Rutube
10738,1
Видеопортал
10
Qip.ru
10078,3
Поисковая система
11
LiveInternet.ru
9362,9
Блог-платформа
12
Rian.ru
9266,9
Новостной ресурс
13
Rbc.ru
9122,1
Новостной ресурс
14
Ролики Tvigle
8522,3
Видеопортал
15
Vesti.ru
8153,3
Новостной ресурс
16
Kp.ru
7706,9
Новостной ресурс
17
Rambler // Главная страница
7680,4
Поисковая система
18
Rambler // Новости
6637,3
Агрегатор новостей
19
Lenta.ru
5725,3
Новостной ресурс
20
Mail.ru // Блоги
4934,9
Блог-платформа
Источник: TNS WebIndex, Декабрь 2010 (TNS 2010).
Социальные медиа Рунета
В социальных сетях российского сегмента Интернета на сентябрь 2010 года зарегистрировано более 90 миллионов профилей, что более чем вдвое превышает аудиторию Рунета: активная часть пользователей имеет собственные странички в нескольких социальных сетях. С появлением сетей интересы пользователей значи-тельно трансформировались. Поиск и получение информации все больше вытесняют интерес к основному предназначению сервисов – общению и знакомствам.
Согласно данным RUметрики (RUметрика 2010a), с помощью онлайновых комму-никационных средств чаще всего их пользователи узнают новости (76%), ищут разно-образную информацию (66%) и общаются с друзьями и родственниками (55%). E-mail для общения выбирают 69 процентов респондентов (рост на 19% за полгода),
http://www.digitalicons.org/issue05/egor-panchenko/
Convergence of Internet News Media and Social Networks on Runet 91
социальные сети – 51 процент (увеличение на 31%), системы обмена мгновенными сообщениями – 41 процент (+5%), форумы 26 процентов (53% рост за полгода). 26 процентов пользователей пользуются доступом к E-mail с мобильного телефона, к со-циальным сетям – 18 процентов, а ICQ и т.п. – 20 процентов.
По данным TNS (Ишунькина 2011), аудитория Vkontakte в России в декабре 2010 года составляла 22,7 млн человек; Мой мир Mail.ru – 19,5 млн. чел.; Одноклассники – 17,4 млн. чел.; LiveJournal.com – 14,4 млн. чел.; Facebook – 10,4 млн. чел.; Liveinter-net.ru – 9,4 млн. чел.; Twitter 4,4 млн. чел. При этом Facebook и Twitter показывают наибольший рост в России: с января по октябрь 2010 г. аудитория выросла на 345 и 257% соответственно — гораздо больше, чем у других социальных сервисов Рунета. Аудитория «В контакте» прибавила за тот же период 80%, «Одноклассников» — 96,2%, а «Мой мир Mail.ru» — 58%. Общая аудитория Рунета расширилась на 17,3%, в том числе социальных сетей — в среднем на 52,4%.
Самой популярной глобальной социальной сетью является сеть Facebook, которая в настоящее время занимает место крупнейшего сайта в мире. Facebook стала первой социальной сетью, предлагающей сторонним сайтам, в том числе новостным, интеграцию в виде социальных плагинов – пользователь на внешнем сайте имеет воз-можность нажать кнопу Like (Мне нравится), Recommend (Я рекомендую), Comment (Комментировать) и другие, тем самым получая возможность оставлять отклик на внешнем сайте или отправлять информацию о посещенном сайте на свою страничку в Facebook. Twitter – система микроблогов, позволяющая пользователям отправлять ко-роткие текстовые сообщения (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или сторонние программы-клиенты. Twitter построен по принципу последователей (followers). Когда один пользователь Twitter следует за другим, его сообщения отображаются в обратном хронологическом порядке на глав-ной странице. Эта платформа идеально подходит для передачи коротких новостей аудитории этой социальной сети и используется всеми основными Интернет-СМИ.
Полная версия материала в
http://www.digitalicons.org/issue05/egor-panchenko/
Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media,
School of Modern Languages and Cultures
University of Leeds
Woodhouse lane
Leeds LS2 9JT
The United Kingdom
|
|