Манипуляции в СМИ-2014: «фейки» и «утки»
Новое исследование от Public.ru
Публикация Public.ru и PR-Info.ru
Одной из самых популярных тем публикаций в СМИ последнего времени стали «фейки» (вбросы ложной информации) и их разоблачения. Начиная с 2013 года, частота упоминания темы манипулирования в российских СМИ выросла в 6,5 раз. И хотя в большинстве случаев фейки зарождались и получали распространение в первую очередь в социальных сетях, роль традиционных медиа в этой информационной войне не менее значима.
Аналитики интернет-библиотеки СМИ Public.ru (www.public.ru) провели исследование освещения в российской прессе темы «манипуляции в СМИ».
В целом до 2012 года тема манипуляций оставалась в медийной тени: о манипулировании общественным мнением чаще всего писали как об отвлеченной теме. Редкие пики внимания к теме в 2013 чаще всего были связаны с предвыборными кампаниями. Резкий рост числа публикаций по теме манипуляций в СМИ зафиксирован с июля 2014 года. Можно говорить о начале настоящей информационной войны вокруг событий на Украине – около трети всех публикаций о фейках (37%) содержат упоминания украинских событий.
Отметим, что само слово «фейк» к концу года стало заметно чаще упоминаться, чем более привычная русскому языку «газетная утка», хотя говорить о замещении одним словом другого пока преждевременно – «уток» в СМИ тоже немало.
Информационных поводов в 2014 году, в связи с которыми приходилось СМИ писать о «фейках» и «утках», множество. Безусловное лидерство среди них занимает история с российской подводной лодкой в водах Швеции. На втором месте среди резонансных фейков года – история с якобы распятым мальчиком в Славянске. Тройку лидеров популярных в СМИ фейков замыкает новость об отставке главы МВД Владимира Колокольцева, которая получила настолько широкое распространение, что опровергать ее пришлось не только лично главе МВД, но и пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову.
Рейтинг самых упоминаемых персон в публикациях, посвященных манипулированию общественным сознанием с помощью СМИ, возглавил президент России Владимир Путин. Однако тут российские СМИ в основном цитируют западных коллег. Причем в последние два месяца (сентябрь-октябрь) пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову особенно часто приходится комментировать те или иные публикации зарубежных журналистов, называя их «уткой» или «клюквой».