« ТИРАЖНОЕ ВРАНЬЕ КАК ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА».
Тиражные вруны 2012. Итоги.
И.А.Яковенко, Генеральный директор НТС
Пубикация PR-Info.ru
Перед вами «юбилейный», 10-й список тиражных врунов, если считать с начала публикации таких списков. Повод подвести некоторые промежуточные итоги.
Итог № 1. Неутешительный. Когда мы начали экспертизу тиражного вранья два года назад в 2010 году, то в первый список попали 38 изданий, а средний уровень завышения тиражей составил 3,4 раза. Сегодня в списке 191 издание и средний уровень вранья составляет 4,8 раза. Если количество тиражных врунов, возможно, не изменилось (просто мы научились их тщательнее выявлять), то средний уровень вранья, видимо, действительно вырос. Причем существенно, почти в полтора раза.
С аналогичной проблемой столкнулся некто Геракл, совершая свой второй подвиг. Когда он отрубал голову Лернейской гидре, вместо отрубленной немедленно вырастали три. Как и в случае с тиражным враньем, битва с гидрой была бы безнадежным мероприятием, если бы внебрачный сын Зевса сражался в одиночку. Победить гидру Гераклу помог его приятель Иолай, который прижигал отрубленные головы ядовитой рептилии. В случае с НТС и тиражным враньем вакансию Иолая могли бы занять ФАС или (и) рекламодатели. К сожалению, ни та, ни другие пока себя в этой роли видеть явно не спешат. Увы.
За счет чего повысился средний уровень вранья? Прежде всего за счет самых лживых издательских домов, которые побивают собственные рекорды тиражного вранья, пишут в выходных данных ни с чем не сообразные цифры, одновременно уменьшая реальные тиражи. Ау, рекламодатели нижеперечисленных издателей!
ИД «Гейм Лэнд»: журнал «Хакер» 2 года назад завышал тираж в 6 раз, сегодня в 11,5 раза; у журнала «ФОРСАЖ» уровень вранья вырос с 8,2 до 17,9 раза, у «TOTAL FOOTBALL» с 5,4 до 6,7 раза, у «Хулигана» с 17,7 до 23 раз.
ИД «АСТ»: журнал «БАКУГАН ВСЕЛЕННАЯ ИГРЫ» два года назад врал в 1,6 раза, сегодня в 3,7 раз, «WINX. Клуб фанаток» увеличил вранье с 3,6 до 7,2 раза.
Журналы ИД Родионова («Крестьянка», «Мой маленький», «Наша усадьба») 2 года назад завышали тиражи в среднем в 4,67 раза, сегодня в 5,43 раза.
Стали более беззастенчиво врать следующие ИД: «СИГМА», «Деловой мир», «Мотопресса», «Калейдоскоп», «Железный мир», «Стенол-М», «Премьера Медиа», «Ниола-Пресс», «Форвард Медиа», «КАТМАТ», «ТехноМир», «ЗЕРКАЛО».
Итог № 2. Обнадеживающий. Целый ряд изданий существенно снизили уровень вранья, а отдельные издатели перешли к добросовестной конкуренции и теперь печатают в выходных данных реальный тираж. Отрадно, что снизили уровень вранья большинство ведущих издательских домов: «Бурда» (с 1,81 до 1,64 раза), «Херст Шкулев Медиа» (с 2,18 до 1,26 раза), «Конде Наст» (с 2 до 1,63 раза), «Группа Эксперт» (с 4,55 до 1,5 раза), «ПМГ» (журнал «Автопанорама» с 4,6 до 3,9 раза), «НРТ» (журнал «Автомобили» с 5,8 до 4,4 раза), «Бауэр СНГ» ( с 1,7 до 1,37 раза), «МЕДИА ПАРК» (с 10,9 до 4 раз), «Большой город» (с 4,9 до 2 раз), «ЮНИМЕДИА» (журнал «Большой спорт» с 40,8 до 17,2 раза).
Назовем те издания, которые, похоже, окончательно выбрались из болота тиражного вранья. Это «Планета женщины» и «Лучшие рецепты наших читателей – на нашей кухне» ИД «Бауэр СНГ» и «Все о финансах для малого бизнеса» ИД «Опора кредит». Поздравляем!
Итог № 3. «Патриотический» уход в тину. Публикация списков тиражных врунов поставила недобросовестных издателей перед выбором. Кто-то, пытаясь спасти репутацию, стал меньше врать, или вообще прекратил это малопочтенное занятие (см. перечень в Итоге № 2). Кому-то нечего опасаться за свою репутацию, поскольку этой самой репутации у него отродясь не было (см. перечень в Итоге № 1). Третья группа издателей попыталась решить проблему, сменив типографию с зарубежной на российскую, поскольку российские типографии, не желая терять клиентов, как правило стараются до последнего покрывать тиражных врунов. Мы не можем категорически утверждать, что перевод в российские типографии случился исключительно по мотивам ускользания от тиражного «просвечивания» на таможне. «После этого», как известно, далеко не всегда означает «по причине этого». Тем не менее, вот список тиражных врунов, которые, попав в черные списки, впоследствии перевели печать в российские типографии: Cosmopolitan, Cosmopolitan Shopping и Cosmopolitan Beauty - Sanoma Independent Media, Петербургский Автосалон - "Гулливер-Питер", Красота & Здоровье и Обучение & Карьера - "Деловой мир",
Le Tabouret и Современный дом и офис Екатеринбург - "Юниверпресс", Мебель и цены - "ВИК-Медиа".
Вот такие непростые итоги двухлетней активной фазы борьбы с тиражным враньем. Борьбы, которую НТС будет продолжать.
Факты завышения тиража при включении издания в «черный список» устанавливаются методом сравнения данных Федеральной таможенной службы с заявленным тиражом в выходных данных самих изданий. Поэтому пока мы ограничиваемся только теми изданиями, которые печатаются за рубежом. При определении реального тиража журналов учитывается и та часть тиража, которая распространяется за пределами России.Достоверность тиражей изданий, членов НТС, вошедших в «белый список», устанавливается в ходе добровольной сертификации и последующего аудита тиража. О структуре тиража всех изданий, являющихся членами НТС, можно узнать на сайте НТС
http://www.pressaudit.ru.
И.А.Яковенко,
Генеральный директор НТС
10/10/2012
|