Коротко о ситуации в целом. Одно из главных отличий ситуации
на рынке интернет-рекламы начала 2009 - отсутствие определенности. Значительное
число крупных клиентов в середине января еще не имеет утвержденной стратегии присутствия
компании в Интернете на весь 2009 год. «Планирование Интернета», видимо, будет
продолжаться еще не менее месяца. Если говорить о настроении рекламодателей, то
его можно описать так. Ни один из опрошенных клиентов не планирует «забирать»
бюджеты из интернета. Примерно четверть в следующем году хотели бы увеличить бюджет
на Интернет. Большинство находится в состоянии выжидания и анализа ситуации.
Основные факторы, которые будут влиять на Интернет-рекламу в 2009.
Дефицит
денежных средств.
В 2009 значительно больше внимания будет уделяться
эффективности кампаний. Рекламодатели неожиданно быстро начнут использовать такие
термины, как таргетинг, охват, пересекаемость, CPC, конверсия, ROI. Повысится
чувствительность к финансовым условиям - фиксация цен, отсрочки платежа. Выиграют
те участники, которые обладают финансовым ресурсом и смогут предложить наиболее
выгодные условия.
Ситуационное планирование.
Годовые планы по Интернету смогут позволить себе незначительная часть компаний.
Большинство будет планировать поквартально и помесячно. Увеличится число тендеров,
некоторые клиенты буду пробовать новых партнеров в течение года .
Оптимистический
вариант развития событий.
После окончания новогодних праздников деловая
жизнь активизируется. К февралю бюджеты на Интернет-рекламу будут определены.
С марта пойдут активные размещения. Но все же 1-й квартал 2009 будет слабее первого
квартала 2008. Ко второму кварталу стабилизируется гривна, ситуация в экономике
начнет налаживаться. Во втором квартале Интернет начнут «пробовать» рекламодатели,
сократившие бюджеты в других медиа. 2-й квартал может быть таким же по объемам,
как и 2008. Традиционно активная осень позволит рынку компенсировать «недополученное»
в 1-м квартале и получить рост рынка на 20-30% относительно 2008 года.
Пессимистический вариант.
Экономика не будет показывать признаков
улучшения в 1-м квартале. Покупательская активность после праздников уменьшится.
Курс гривны не стабилизируется. Количество наличных денег и покупательская активность
населения будет сокращаться. Рекламодатели будут сокращать расходы и с осторожностью
выделять деньги на рекламу. Появление большого количества залоговых активов летом
обрушит рынок недвижимости. Это активизирует другие кризисные явления. Пик кризиса
придется на осень 2009. В результате мы получим неактивно-выжидающий 1-й квартал,
традиционно пассивный 3-й «летний» и «кризисный» 4-й квартал.
При таком развитии событий объем рынка 2009 может быть на 40% меньше объемов этого
года. При таком развитии ситуации денег на всех участников рынка не хватит. Некоторые
компании будут вынуждены закрыться, либо сильно сократиться.
Что
делать?
Все участники рынка должны вместе сосредоточиться на одной
задаче - давать больше информации рекламодателю, позволяющей обоснованно выбрать
Интернет как медианоситель. Это исследования аудитории украинского Интернета проводимые
по заказу УАИР; образовательные семинары, проводимые игроками рынка; конференции
и круглые столы; публикации в тематической прессе.
Другие рецепты
антикризисных мер банальны, но каждая компания будет проходить этот путь самостоятельно.
В первую очередь надо обратить внимание на усиление продаж, сокращение расходов,
диверсификацию доходов.
Алексей Чуксин - директор по маркетингу
интернет-компании "МЕТА"
www.sostav.ua