Вышла книга Жана-Ноэля Капферера «Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга».
Имидж, брэндинг, брэнд-менеджмент, – эти термины специалисты паблик рилейшнз, рекламисты, маркетологи, руководители предприятий используют сегодня весьма часто, но понимают по-разному.
С одной стороны, все знают, что это мощные инструменты успешного бизнеса и, если говорить шире, человеческой деятельности вообще. С другой стороны, известно о них немного, книг на эту тему опубликовано до обидного мало, а те, что есть, не очень-то позволяют проникнуть в суть явления и уж тем более разобраться в особенностях практического применения. Теперь такая книга появилась.
Ее автор – Жан-Ноэль Капферер, профессор Высшей школы экономических наук Франции - Hautes Etudes Commerciales и один из самых авторитетных международных специалистов в области брэндинга, консультант французских и мультинациональных компаний по вопросам управления торговыми марками, автор книг и статей на эту тему, регулярно публикуемых в американских и французских изданиях.
Сегодня брэнд и брэндинг должны рассматриваться как функция менеджмента и одновременно как один из инструментов маркетинга. Именно под таким углом зрения, не ударяясь ни в одну из крайностей, автор их и рассматривает. И в этом одно из серьезных достоинств книги.
Еще одно ее достоинство – актуальность и свежесть материала (книга вышла во Франции в 2000 году). Понятие брэнда – шире, глубже, объемнее, многомернее, чем нам зачастую кажется. И все эти аспекты, слои, грани, а также возможности торговой марки так или иначе рассмотрены и отражены в книге.
Вот лишь краткий и произвольный перечень вопросов, ответы на которые предлагает «Новая реальность брэндинга»: Жан-Ноэль Капферер собрал и проанализировал самые показательные случаи из актуальной практики мирового брэнд-менеджмента, которые могут служить полезной подсказкой для всех, кто занимается оперативным управлением торговыми марками. Название книги определяет содержание и структуру изложения. Не ждите академичного изложения материала: автор легко и непринужденно переходит от темы к теме, иногда вроде бы повторяется – и это полезно, потому что дает возможность взглянуть на рассматриваемый вопрос под совершенно неожиданным углом зрения, - иногда как будто сам себе противоречит. И это тоже вполне оправданно и интересно: тема брэнда такова, что с готовыми рецептами к ней не подступиться, но зато в каждой описываемой ситуации таится не один, а несколько полезных и поучительных уроков.
Жан-Ноэль Капферер намечает основные тенденции управления торговыми марками в условиях новой реальности: глобализации бизнеса, концентрации сбытовых сетей, введения евро, возникновения новых рынков и принципиально новых коммуникаций. Некоторые проявления этой реальности уже затронули российский бизнес, с другими мы наверняка столкнемся в ближайшее время. Поэтому эта книга может стать настольной для руководителей предприятий и их маркетологов, для работников PR-компаний и рекламных агентств. Опыт 500 торговых марок, проанализированный автором, вполне может быть адаптирован к российским реалиям. Тем более что, в отличие от многих переводных изданий, большинство упоминаемых в книге брэндов, если и не работают в России, то, во всяком случае, хорошо знакомы нам. Благодаря обилию живых примеров, простоте и доходчивости изложения, книга будет полезна и тем, кто учится паблик рилейшнз, рекламе, маркетингу, менеджменту, помогая им разобраться в ключевом явлении современного рынка - управлении торговыми марками.
Особое внимание Ж.-Н. Капферер уделил трем ключевым понятиям современного брэнд-менеджмента: расширению брэнда, лояльности к брэнду и дополнительной ценности брэнда. Поэтому из книги можно много узнать, например, о разумных основаниях для расширения, правильном выборе его территории и расчете его бюджета; о грамотном использовании баз данных и маркетинга отношений – этих мощных инструментов завоевания лояльности; о том, как посредством Интернета создавать дополнительную ценность.
Не только рынки, но и вообще вся окружающая брэнды действительность быстро и ощутимо меняется. Эта констатация очевидного факта приводит автора к значительно менее очевидным, а иногда и почти крамольным с точки зрения классической теории выводам. В частности, о допустимости и даже желательности в определенных ситуациях изменения компонент брэнда и его имиджа, которые до сих пор считались неприкасаемыми: графических констант фирменного стиля и даже некоторых характеристик, образующих индивидуальность брэнда. Таким образом, есть возможность ознакомиться с новым взглядом на вечно актуальную проблему баланса между жесткостью и пластичностью брэнда и его имиджа. Что можно и что нужно менять? Что можно менять при определенных условиях, а что – нельзя никогда? Как удержаться на тонкой грани между излишней непоколебимостью и опасной размытостью имиджа, атрибутов и ценностей брэнда?
Может, вы не получите безапелляционного ответа на эти вопросы, но подсказки, которые можно будет с успехом использовать в практических ситуациях, гарантированы. Капферер рассматривает и другие интересные и практически полезные темы, которым в изданных у нас книгах практически не уделялось внимания: товар как прототип торговой марки; влияние объемов продаж на имидж (а не только наоборот, как мы привыкли!); специфика восприятия брэндов, причем не только потребителями, но и персоналом самих компаний. Некоторые из них только обозначены – тоже полезно, поскольку подсказывает, о чем стоит задуматься, отправляя в плавание свою торговую марку и заботясь о ее успешном следовании по маршруту.
Другие темы, как, например, место Интернета в управлении маркой, рассмотрены детально. То, что свой вебсайт нужен, знают все. Но как получить от него максимальную отдачу, – для большинства вопрос. У Капферера можно узнать о возможностях, реальной пользе и не менее реальных угрозах брэндам со стороны сети, о том, как формировать целевые сообщества (именно сообщества, а не аудитории) и воздействовать на лидеров мнения. Еще сравнительно недавно мы говорили о превращении рынка продавца в рынок потребителя. Сегодня мы присутствуем при формировании рынка совершенно нового типа – рынка потребителя-гражданина. Это подлинно революционное изменение в экономике, причем именно на брэндинге оно сказывается особенно сильно.
Как должна вести себя марка, чтобы ответить на запросы гражданина и завоевать его лояльность? Как реагировать на возрастающее давление общественного мнения, приобретающего особую власть в обществе рисков, в котором мы все оказались?.. В общем, есть о чем подумать, читая о «новой реальности брэндинга» и знакомясь с более или менее новыми для нас фактами и, главное, с глубокой и зачастую неожиданной их интерпретацией. Несколько особняком стоит третья часть книги. В ней собраны полтора десятка недавних публикаций Ж.-Н. Капферера в парижском экономическом издании «Figaro Economie».
Поскольку чуть ли не ежедневно в мировой экономике происходят события, которые не могут не привлечь внимания заинтересованного исследователя торговых марок, автор книги регулярно откликается на самые значимые из них в собственной рубрике. Таким образом, читатель имеет возможность познакомиться с самыми горячими новостями мирового брэндинга. В заключение – о терминологии.
Автор, как и положено французу, пишет о «(торговой) марке» и «управлении маркой». У нас в последнее время больше приняты термины «брэнд» и «брэнд-менеджмент», заимствованные у американцев. В русском переводе книги термины «марка» и «брэнд» используются как полноправные синонимы.
Тем более, что оригинал заслуживает бережного отношения: Жан-Ноэль Капферер написал свою книгу живым, понятным и четким языком. И потому читать ее не только полезно, но также интересно и легко.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию
ЧАСТЬ I. Каким будет новое обещание торговых марок?
1. Конвергенция культур торговых марокКультуры Востока и Запада. Возвращение компании. Конвергенция. Принцип горизонтальности.Многочисленные родители
2. Наступление супермарок .
Сбытовая сеть усиливает эффект мощи Акцент на завоевание лояльности потребителей Концентрация клиентов Общество риска Наступление лидеров общественного мнения Глобализация бизнеса Концентрация ресурсов Забота об акционерах Возвращение гражданина
3. От риска до желания: разные функции различных брэндов
Риск и желание Торговые марки дистрибьюторов и производителей Лояльность и инновации Сущность миссии Торговые марки лидеры и претенденты Торговые марки-универсалы и специализированные брэнды
4. Продукт и торговая марка: новый анализ .
Жизненный цикл торговой марки Возврат к индивидуальности брэнда Что обещают торговые марки дистрибьюторов?Прозрачность и закрытость
5. Брэнд или не брэнд?
Марка не заменяет маркетинг Какова окупаемость инвестиций в марку?
На каком уровне следует размещать торговую марку? Новая привлекательность марок ингредиентов Сменить уровень?
6. Конец эпохи локальных брэндов?
Империя контратакует Глобализация или вестернизация? Во всем виноваты локальные марки Ценность локальных брэндов Необходимое омоложение
7. Эра эффективности
Отчеты о фактических результатах . Иерархия приоритетов . Прозрачность и эффективность «Эффективный ответ потребителю» и брэнд-менеджмент Эффективность в зависимости от страны
8. Что означает текущее потребление
Постоянное обновление Ускорение технологий Конец эпохи монолитности Торговая марка как живая система Скорость и глобализация
9. Вызов Интернета Виртуальный супермагазин.
Не отказывайте в услуге Вызов прозрачности Вызов компетентности Вызов живой материи
ЧАСТЬ II Критический анализ практики брэнд-менеджмента
10. Хватит обесценивать торговые марки.
Рефлекс обесценивания Неправильные расчеты Чем вызвана эта постоянная ошибка? Тяжелое пробуждение благодаря конкуренции. Коммуникация по принципу горизонтальности. Рост капитализации благодаря товарам
11. На чем вы завоевываете авторитет?
От конкретного к абстрактному
12. Предъявляйте все свои ценности
Пределы возможностей УТП Каждая ценность находит собственную целевую аудиторию Повторное открытие лидеров мнения Имидж публичный и имидж частный
13. Приоритет критического размера
Пороговые эффекты, связанные с размером Революционные изменения в портфелях марок Требования «рыночного пространства».Новое определение победы
14. Имидж торговой марки и ее использование – не одно и то же.
Что тормозит действия по увеличению объема продаж?Построение стратегической матрицы Маркетинг ситуаций Хрестоматийный пример: рынок мобильных телефонов Потребление и внедрение
15. Восстановление утраченных отношений
Больше, чем продажи Договор об отношениях Делать сообща Благоприятные возможности Интернета Места встреч с торговыми марками Эра потребителей – действующих лиц Маркетинг близости
16. Дополнительная энергия для сети распространения ценности марок .
Капитал марки и современные стратегии его поддержания Новый взгляд на механизмы влияния брэнда Пределы возможностей классической модели Как сегодня создавать ценность? Эффективный механизм воздействия марки – сеть распространения и усиления ее ценности Пути повторного вовлечения Новая перспектива для торговых марок Между массовым и персонализированным маркетингом: придание марке дополнительной энергии Практическое применение
17. Ревизия портфеля брэндов
В поисках мегабрэнда Желательно закрепить за собой максимум места на товарных полках Распределение ролей Первые и вторые роли Каковы критерии сегментирования? Соответствие сетям распределения Требования международного рынка
18. Расширение марки на практике Неправедный судебный процесс против расширения брэнда Несколько неправильных оснований для расширения Когда расширение считать стратегическим? Бюджетные ошибки Выбор территорий расширения Как оценить перспективы расширения?
19. Торговые марки и вызов времени Парадокс торговой марки Меняться, чтобы жить долго Нужно знать центральное ядро своего брэнда Завоевывайте лояльность, или границы возможностей одной идеи Ров между поколениями Двойственный маркетинг Непрерывный процесс Нужно создавать новые прототипы Фундамент и фасад торговой марки Смелость коммуникации Репозиционирование: ослабьте путы прошлого
ЧАСТЬ III Актуальные заметки
20. Какое будущее ждет различные торговые марки?
21. Рискованный вираж Mercedes
22. Orangina вполне стоит пяти миллиардов
23. Club Med: испытание временем
24. Стоит ли менять имя при слиянии?
25. О трудностях национальных марок
26. Дистрибьютор как ядро организационной структуры
27. Как создается новая индивидуальность торговой марки
28. После низких цен – спрессованные
29. Увольнений не будет. Можно ли этому верить?
30. Какое будущее ожидает Virgin Pulp?
31. Торговая марка и риск
32. Долой аббревиатуры!
33. Вираж Unilever
34. Coca-cola, или прохладительный напиток Microsoft
35. Вернем доверие потребителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воля против слепого подражания |