|
АМИ «Ex Libris »выпустило рейтинг популярности российских СМИ
за III квартал 2013
Публикация Агентство медийных исследований «Ex Libris » и PR-Info.ru
В третьем квартале 2013-го года существенные изменения, согласно рейтингу популярности российских СМИ – Title Popularity Ranking, произошли среди газет и журналов общественно-политической направленности. Кроме того, исследуемый период был отмечен сменой лидера в сегменте «Массовые газеты» и незначительными подвижками в рамках группы «Деловые Журналы».
«Российская газета», «Известия» и «Новые известия» сохранили за собой первые три строчки в блоке «Общественно-политических газет». Причем по сравнению со вторым кварталом текущего года официальный печатный орган Правительства РФ, несмотря на сокращение аудиторного охвата (-11,5%), прибавил в «весе» на +0,0124 пунктов, что стало возможным исключительно благодаря росту цитируемости (на 51,3%) в традиционных СМИ. Наибольший ажиотаж в журналистской среде зафиксирован вокруг новостей об экономической амнистии, возможной отмене материнского капитала с 2016 г., а также в связи с материалом об обысках у зятя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова по делу о строительстве базы отдыха "Житное" (30.07.2013). «Известия» же, в свою очередь, отличились значительным снижением рейтинга (-0,1518 пунктов) за счет падения интереса к статьям газеты со стороны интернет-сообщества (-25,6%) вкупе с небольшим сокращением читательской аудитории (-0,4%) и цитируемости в СМИ (-0,45%). И тем не менее вопреки ухудшению по указанным позициям изданию удается сохранить традиционно наблюдаемый в данном сегменте почти двукратный отрыв от 3-й строчки в рейтинге. После впечатляющих результатов, продемонстрированных «Трибуной» в прошлом периоде, в третьем квартале ее потеснили «Гудок» (+0,0145 пунктов) и «Независимая Газета» (+0,0167), которые в отличие от своего конкурента отметились увеличением цитируемости как в СМИ (в 1,6 и 1,3 раза соответственно), так и в социальных медиа (в 1,9 и 1,2 раза соответственно). Кроме того, изданию Константина Ремчукова удалось взять реванш и перебраться с 7-й на 5-ю позицию в своей группе в том числе за счет расширения аудиторного охвата на 19%. Самыми популярными темами для материалов «Независимой Газеты» за квартал стали: вопрос об объединении Министерства обороны и МЧС, рейтинг влияния глав регионов, "Болотное дело". В социальных медиа всплеск активности наблюдался главным образом вокруг выборов мэра Москвы. Также были зафиксированы распространявшиеся усилиями ряда микроблогеров ссылки на две статьи политического обозревателя НГ Алексея Горбачева: «Ярославский мэр пошел на открытый конфликт с “Единой Россией”»(18.06.2013) и «"Болотное дело" прирастет "Манежным"» (16.07.2013). Интерес со стороны как традиционных, так и социальных медиа в отношении материалов «Гудка» был спровоцирован новостями, касающимися изменений в ПДД, вступающих в силу с 1 сентября, и катастрофического наводнения в дальневосточном регионе страны. В числе аутсайдеров группы оказалась «Новая газета» (-0,0423 пункта), отметившаяся снижением на 46% котируемости в СМИ и на 21% - в социальных медиа. Хотя по количественным показателям цитируемости она примерно в 4 раза превосходит разместившуюся на позицию выше газету «Труд», однако уступает последней по охвату и стоимости размещения рекламы на 76% и 66% соответственно. Отдельного внимания в среде пользователей рунета удостоилась опубликованная в «Труде» статья Виктории Фоменко «Россиян начнут сажать особым порядком и по упрощенной схеме» (09.08.2013).
«Русскому репортеру» не удалось удержаться на вершине рейтинга в сегменте «Общественно-политические журналы» за счет снижения популярности в традиционных СМИ (-40%) на фоне незначительного ухудшения охвата (-3%). И впервые за текущий год на верхней строчке рейтинга в данном блоке разместились «Итоги», причем вопреки снижению читательской аудитории на 10%. Успех четвертого квартала 2012 г. изданию удалось повторить за счёт роста интереса со стороны традиционных СМИ и социальных медиа (в 2,8 и 1,8 раза соответственно). Основное внимание со стороны журналистов было сконцентрировано вокруг интервью с врио мэра Москвы Сергеем Собяниным (накануне выборов), интервью начальника Главного медицинского управления заслуженного врача РФ Сергея Миронова о состоянии здоровья Владимира Путина, интервью президента московского ЦСКА Евгения Гинера, а также официального представителя СК России Владимира Маркина. Последнее интервью наряду с новостью о том, что «школам, поликлиникам и библиотекам предложили хорошенько пошарить в карманах у населения», имело достаточно широкий резонанс у российской Интернет-аудитории. В отношении The New Times, провалившегося со 2-й на 5-ю позицию, зарегистрировано несущественное ухудшение аудиторного охвата (-0,6%), усугубившееся падением цитируемости как в традиционных, так и в социальных медиа (на 40% и 46% соответственно).
Общее снижение рейтинга в группе «Деловые газеты» составило в среднем по всем изданиям -0,0238 пунктов, что частично объясняется незначительным сокращением аудиторных охватов практически у всех участников, кроме РБК Daily. Позитивную же динамику информационной активности продемонстрировали лишь «Ведомости», ставшие более популярным источником информации среди русскоязычного Интернет-сообщества на 38% и среди коллег по цеху на 50%. Со ссылкой на издание в СМИ тиражировалось около двух десятков информационных поводов: «дело Сноудена» и вопрос о местонахождении шпионских серверов США, отказ Роскомнадзора лицензировать Skype, возможная покупка «Башнефти» «Роснефтью», перспективы возвращения Владимира Суркова в Кремль, возможный отказ от индексации тарифов естественных монополий и др.
«Бизнес журнал» и «Большой бизнес» поднялись на 1 строчку, но исключительно лишь за счет падения «Секрета фирмы» по индикаторам медиаприсутствия как в СМИ, так и в социальных медиа (-55% и -76,5% соответственно).
Тем временем «Комсомольская правда» вернула себе лидерство в сегменте «Массовые газеты», опередив своего основного соперника всего на 0,0003 пункта. Этому поспособствовало более умеренное снижение аудиторных показателей у КП (- 3%) на фоне относительно более заметного сокращения оных у «Аргументов и Фактов» (-4,15%), так и незначительное превосходство по росту популярности в традиционных СМИ (+44% против +43%). Основной интерес со стороны традиционных медиа к материалам «Комсомольской правды» был сконцентрирован вокруг ДТП с участием актера Алексея Панина, смерти лидера группы “Король и Шут” Михаила Горшенева, ДТП под Подольском с участием КамАЗа, интервью Министра труда и соцзащиты России Максима Топилина (15.08.2013) и ряда других новостных сюжетов.
Title Popularity Ranking – о методологии
TPR - профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.
Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и учитывает: аудиторный охват, стоимость размещения рекламы на первой полосе издания, цитируемость издания в других СМИ и цитируемость издания в социальных медиа (показатели популярности). В конечный рейтинг TPR входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях.
Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях – общественно-политической и деловой.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГАЗЕТЫ |
|
№ |
Издание |
TPR (III) |
TPR (II) |
1 |
Российская газета |
0,992 |
0,9796 |
2 |
Известия |
? 0,6842 |
0,836 |
3 |
Новые известия |
0,3603 |
0,3482 |
4 |
Гудок |
0,3537 |
0,337 |
5 |
Независимая газета |
0,3237 |
0,3092 |
6 |
Трибуна |
? 0,3220 |
0,3399 |
7 |
Труд |
0,2934 |
0,2805 |
8 |
Новая газета |
? 0,2768 |
0,3191 |
9 |
Парламентская газета |
? 0,2088 |
0,2095 |
|
|
|
|
|
ДЕЛОВЫЕ ГАЗЕТЫ |
|
№ |
Издание |
TPR (III) |
TPR (II) |
1 |
Коммерсантъ |
? 0,9467 |
0,9518 |
2 |
Известия |
? 0,7603 |
0,922 |
3 |
Ведомости |
0,7347 |
0,7131 |
4 |
РБК Daily |
? 0,4464 |
0,4789 |
5 |
The Moscow Times |
? 0,2342 |
0,2445 |
6 |
Российская бизнес-газета |
? 0,2166 |
0,2193 |
7 |
The St. Petersburg Times |
0,1436 |
0,1435 |
|
|
|
|
|
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ |
|
№ |
Издание |
TPR (III) |
TPR (II) |
1 |
Итоги |
0,8190 |
0,7365 |
2 |
Русский репортер |
0,7171 |
0,662 |
3 |
Коммерсантъ - Власть |
0,6422 |
0,5703 |
4 |
Огонек |
0,6174 |
0,5763 |
5 |
The New Times |
? 0,6109 |
0,6425 |
6 |
Профиль |
0,4827 |
0,4379 |
7 |
Политический журнал |
0,2091 |
0,2076 |
|
|
|
|
|
ДЕЛОВЫЕ ЖУРНАЛЫ |
|
№ |
Издание |
TPR (III) |
TPR (II) |
1 |
Forbes |
1,0000 |
1,0000 |
2 |
Эксперт |
? 0,4098 |
0,4586 |
3 |
Коммерсантъ - Деньги |
0,3834 |
0,339 |
4 |
Бизнес журнал |
0,3030 |
0,3027 |
5 |
Большой бизнес |
0,2998 |
0,2988 |
6 |
Секрет фирмы |
? 0,2690 |
0,3064 |
7 |
Компания |
0,1954 |
0,1925 |
8 |
Свой бизнес |
? 0,1316 |
0,1576 |
|
|
|
|
|
МАССОВЫЕ ГАЗЕТЫ |
|
№ |
Издание |
TPR (III) |
TPR (II) |
1 |
Комсомольская правда |
0,9376 |
0,8502 |
2 |
Аргументы и Факты |
0,9373 |
0,8898 |
3 |
Московский комсомолец |
? 0,4983 |
0,5174 |
4 |
Жизнь |
0,4626 |
0,4546 |
5 |
Метро (Москва) |
0,4122 |
0,3903 |
6 |
Мир новостей |
? 0,3643 |
0,3847 |
7 |
Экспресс-Газета |
0,3624 |
0,3591 |
8 |
Вечерняя Москва |
0,3589 |
0,3532 |
9 |
Аргументы недели |
0,3246 |
0,3227 |
Дополнительная информация о рейтинге популярности российских СМИ доступна на http://www.exlibris.ru/rejting-izdanij
Об Ex Libris Agency
Ex Libris Agency – одно из ведущих российских агентств в сфере медийных исследований и оценки эффективности коммуникаций. Ex Libris оказывает услуги в области мониторинга и анализа СМИ, оценки PR-деятельности, исследований рынка, анализа конкурентов и исследований социальных медиа.
Департамент PR и маркетинговых коммуникаций Агентство Ex Libris , pr@exlibris.ru
25.10.2013
|
|