В 2008 году российский рынок PR-услуг показал наибольший прирост
из 17 стран, принявших участие в исследовании ICCO (см. таблицу).
За основу ассоциация взяла совокупную годовую выручку (агентское
вознаграждение) компаний, входящих в местное отраслевое объединение.
В России партнером ICCO выступает Ассоциация компаний-консультантов
в области связей с общественностью (АКОС), объединяющая сейчас 27
агентств, в том числе FD, Fleishman-Hillard Vanguard, Maslov PR,
Mmd, PR Inc., SPN Ogilvy, КРОС, "Михайлов и партнеры". Выручка членов
АКОС в 2008 году выросла на 33% до €80 млн, сообщает ICCO. Председатель
АКОС Елена Фадеева уточнила "Ъ", что заявленные 33% отражают рост
в рублевом исчислении. Выручка агентств, по ее словам, составила
3,7 млрд руб. При этом АКОС, по собственной оценке, контролирует
более 50% рынка. То есть доход всех российских PR-агентств в прошлом
году превысил 7,4 млрд руб.
Доходы бразильских агентств выросли в 2008 году на 20% до €350 млн.
Словакия и Турция продемонстрировали 12-процентный прирост, до €6
млн и €12 млн соответственно. Наименьший прирост — всего на
1% — зафиксирован в Ирландии (€50 млн) и Швейцарии (€40 млн).
В целом по миру заработки PR-агентств выросли на 8,5%, делает вывод
ICCO.
Рентабельность PR-бизнеса в 2008 году в целом по миру оставалась
стабильной, констатирует ICCO. В США, Швеции, Норвегии, Дании, Бразилии,
Греции и России она даже увеличилась, рапортуют местные ассоциации.
В Австралии, Швейцарии и Турции доходность агентств незначительно
снизилась, а в Германии упала на 5-10% из-за вынужденного под давлением
клиентов снижения агентствами стоимости своих услуг. Рентабельность
по операционной прибыли типичного российского PR-агентства составляет
около 15%, тогда как в США или Европе этот показатель может достигать
20-30%, отмечает гендиректор компании "Сокур и партнеры" Дмитрий
Сокур.
В 2009 году заработки ирландских агентств упадут на 25%, британских
— на 15%, датских — на 10%, австрийских — на 5%,
прогнозирует ICCO. На 5% вырастут лишь рынки Швеции и Бразилии.
Ситуация в России, как и в большинстве других стран, характеризуется
как стабильная.
АКОС в своем исследовании отечественного рынка спрогнозировала снижение
PR-бюджетов, которые поступят в российские агентства, на 30% до
$700 млн (см. "Ъ" от 17 апреля). "В первом квартале рынок однозначно
упал, поскольку клиенты заморозили свою активность,— признает
глава российского представительства сетевого агентства FD Леонид
Соловьев.— Но по итогам года мы все-таки надеемся остаться
на уровне 2008 года". По мнению Елены Фадеевой, сокращение агентских
гонораров в этом году может составить 10-15%.
|