Пушкин как Ас рекламы: разбор первого в истории России рекламного анонса
Публикация в сообществе Marketing - «professionali.ru»
Навеяло-подтолкнуло: - http://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/a-s-pushkin-kak-as-bizneskommunikatsii/ -
Решил оформить в виде тезисов своих давних лекций.
Вы только представьте себе читающее общество, в котором и для которого творил Александр Сергеевич. Всего несколько тысяч платежеспособных человек – любящих читать и умеющихпонимать.
Представьте себе далее, что в этом обществе практически полностью отсутствуют возможности для писателя заявить о своем гении, возможности рекламных каналов для издателей.
Далее, предположите, что Вы-то знаете о своем таланте, об идеях своих будущих произведений, что Вы предчувствуете: их со временем будут читать, заучивать и цитироватьмиллионы. Но Вам необходимо прямо сейчас создать спрос на свои письменные (печатные!) произведения, получить отзывы читателей, убедиться в их доходчивости, интересности, полезности.
Наконец, и издатели требуют: помогите с инструментами промоушена.
И Пушкин находит выход из этого нелегкого положения: он создает первый в истории России (мира?) рекламный Анонс: пролог к «Руслану и Людмиле».
«У лукоморья…» конечно, многократно публиковалось и отдельно, помогая издателям и поэтуинформировать читающую публику о сюжетах написанных и будущих сказок. А в болеешироком смысле – помогало и взрослым читателям узнать о талантливом авторе, заинтересоваться другими его работами.
Давайте же рассмотрим, какие чисто копирайтерские приемы применяет Пушкин в своемрекламном инструменте. Для этого нам вполне хватит первых девяти строк этого уникальногои оригинального произведения. И в каждой из них – поистине бездна информации, НЛПи подсознательных воздействий.
Так что пойдем не спеша, построчно и по-глубже.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
****
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках…
Первая: У лукоморья дуб зеленый
Что бы понять глубину воздействия на читателя-ребенка первого же слова первой строки, следует опять погрузиться в реалии начала 19-го века.
Ребенок перебивает-спрашивает читающую ему маму-няню-гувернантку (вряд ли бабушку):а что такое Лукоморье?
Насколько легко, не задумываясь, и ЧТО она ему ответит?
Какая часть людей в то время, с основным транспортом на лошадиной тяге, бывала на море?
Что знали о море остальные жители огромной сухопутной, шесть месяцев заснеженной и тримесяца непроезжей России?
Первый (скорее, редкий) вариант ответа: Лукоморье – это далекое место, небольшая бухта, кусочек моря с берегом в виде лука.
Второй вариант, почерпнутый от знакомых друзей (друзей знакомых), бывавших на море:Лукоморье – это кусочек моря. А что такое море – это много воды, больше нашего пруда – нашего озера, только вода там ГОРЬКАЯ (как лук, который растет у нас в огороде).
Итак, впечатление, которого добивается (успешно!) Пушкин первым же словом Анонса – начинается некая небывальщина, Сказка, действие которой, конечно, происходит в далеком,неизвестном, а потому интригующем месте.
Далее, дуб зеленый.
Мы уже выяснили (предположили?), что основное впечатление слушателя-ребенка о местедействия Сказки – берег у большой воды, которая к тому же соленая (горькая).
Но ежедневный опыт и ребенка, и тем более, взрослого-читателя подсказывает им, что непосредственно у воды (для путешественников – особенно, у морской воды) не растутбольшие деревья, а тем более, дубы, место которым или в степи, или в дубраве.
Такой диссонанс с практикой добавляет интриги и загадочности в формирование образа места действия.
Сцена сформирована Пушкиным всего тремя словами: сказка началась!
Читатель-слушатель, слегка поерзав, окончательно укрепляется в своем чувстве Сказки, ознакомившись со второй строкой:
Златая цепь на дубе том
Каким секретом добивается этого закрепления Пушкин? Результат здесь достигается раскачиванием внимания читателя от конца строки к её началу.
Слова «на дубе том» привязывают координаты будущего сказочного действия к конкретному,обозначенному ранее месту, а в начале строки читателю просто добавляют важную информацию об антураже.
Видел ли кто-либо из живущих тогда или сейчас «Златую цепь на дубе…»? Нет, не видел!Опять Сказка, но вполне натуральная (ведь дуб-то, не известно как оказавшийсяв Лукоморье, упомянут в контексте …на дубе том, на конкретно растущем в сказочном месте дубе!).
И днем и ночью кот ученый…
Обождите: в те времена ещё ничего не было известно о будущих достижениях Куклачева. Кошки и коты всё ещё «гуляли сами по себе».
— Мама,— спрашивал (должен был спросить заинтригованный Пушкиным) ребенок,— а как это УЧЕНЫЙ кот?
- Сынок, ведь это же Сказка! – получал он ответ.
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Я уверен: как современному, так и тогдашнему читателю, особенно, взрослому(а распорядителями кредитов были, конечно, главы семейств), не нужно было объяснять, почему когда «Налево» то «сказку говорит…».
Так что «У Лукоморья…» начиная с шестой строки интересно было читать и взрослым.А мы знаем, что лучшие сказки (не только с точки зрения коммерческого успеха), это те, которые мы читаем запоем в любом возрасте.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках…
У ребенка предвкушение дальнейших интереснейших Сказочных событий оставалосьдо следующего посещения базара, или книжного магазина:
- Мама, хочу ещё сказок Пушкина!
«Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» ©
Возможности комментариев к другим строкам «У лукоморья…» остаются в распоряженииучастников конференции.
Там ещё столько всего)))
http://professionali.ru/Soobschestva/marketing/pushkin-kak-as-reklamy-razbor-pervogo-v/
21/05/2014
|