Сарафанный маркетинг в действии
Игорь Родичев
Публикация проекта "Bubunta.com. Маркетинг в социальных медиа"
Жизнь современного человека сопряжена с большим объемом получаемых данных из внешних источников, большая часть людей устала от огромного количества рекламных сообщений. Эти мириады рекламных сообщений повсюду: на работе, в общественном транспорте и даже дома. Но многие ли из тех, кто от неё устал — замечают её, отношение людей к ней в большей степени весьма скептическое, а говорить о том, что ей доверяет - не имеет смысла, так как уровень доверия к ней давно находится на низком уровне
В последние года, да и всегда, люди при выборе того, что посмотреть, где купить, куда пойти советовались, прежде всего, со своими друзьями или коллегами, а затем уже при необходимости обращались к доступной информации на сайте производителя или к прочим ресурсам в Сети. С появлением средств коммуникации получить совет от близкого человека стало проще. Поэтому и завлечь людей рекламным видеороликом, кричащей вывеской или привлекательными картинками стало намного сложнее.
Вы хотите, чтобы о вашем продукте говорили те, кому действительно нравится то, что вы производите и делали это совершенно бесплатно? Получая взамен лишь то, что им по настоящему необходимо, то, что полностью удовлетворяет их потребности в той или иной степени. Вы хотите, чтобы ваш бренд, только за счёт молвы людей, стал настолько популярным, что о нём знало бы максимальное количество людей? Вы хотите стать той компанией, которая заставить говорить о себе? Тогда вам крайне необходимо применять и следовать правилам сарафанного маркетинга, который поможет не только увеличить прибыль, но и образовать лояльную аудитория (ораторов), тех, кто будет о вас говорить и делать это безвозмездно, то есть даром.
Сарафанное радио в действии
Закон сарафанного маркетинга заключается в том, что вы своими действиями постепенно разворачиваете молву о вас, о вашем бизнесе, о тех продуктах или услугах, которые вы оказываете. Люди постоянно ведут разговоры между собой о товарах и услугах: о мобильной технике, автомобилях, бытовой технике и т.д. Люди могут говорить об этих вещах с долей критики или, наоборот, рассказывать о них восторженно и рекомендовать своим друзьям, а некоторые пойдут дальше и напишут отзыв в Интернете, где его могут прочесть большое количество других людей, которым интересны отзывы на ту или иную тему. Не мечтаете ли вы о том, что эти люди могут стать вашими клиентами, теми, кто будет разносить о вас молву?
Для того, чтобы люди начали о вас говорить, не обязательно иметь влияние или тратить большие средства в рекламу, которая как оказалась, уже работает менее эффективнее, чем раньше, не проще ли научится работать с отзывами клиентов включив сарафанное радио. Для этого достаточно найти и дать людям тему для разговора, которая запустит сарафанное радио. Но дать людям повод для разговора о вашем бренде это ещё не всё, необходимо, чтобы эти разговоры были технологией продвижения вашей компании. Для того, чтобы обучится основам сарафанного маркетинга — не обязательно заканчивать специальные курсы, так как порой, те вещи, которые нам кажутся сложны на самом деле вполне ясны и просты для понимание и сарафанный маркетинг не является исключением, так как его работа видна нам ежедневно.
Если неприятно, когда о тебе много говорят, то ещё хуже, когда о тебе совсем не говорят. Оскар Уайльд, “Портрет Дориана Грея”.
Самое любимое занятие людей — говорить, говорить о чём угодно. Люди говорят о многих простых и сложных вещах. Зачастую разговоры касаются тех вещей, которыми мы с вами пользуемся каждый день, будь то марка носимой одежды или название читаемой нами книги. Люди могут говорить о вас в данную минуту, о том, что вы продаёте или какие услуги оказываете. Тональность разговора будет зависеть от удовлетворённости вашим товаром или услугами. Человек может яростно критиковать вас, вашу компанию или отдельных сотрудников или говорить лестные вещи. О том, как им нравится то, что вы делаете и в разговоре акцентировать внимание на том, что его знакомые обязательно должны к вам обратиться.
Принципы и построение сарафанного маркетинга
Необходимо понимание того, что сарафанный маркетинг работает во всех сферах бизнеса, исключения могут касаться только специфических структур производства. Основную задачу, которую вам необходимо будет решить — дать людям тему для разговора, с одной стороны, что может быть проще, а с другой, не каждая тема может обрести массовый характер. Необходимо найти такую тему, которая будет интересна каждому и для которой не потребуется дополнительных специальных знаний. Есть множества примеров того, как можно вывести людей на разговор. Придумайте нечто уникальное, и тогда результат не заставит себя ждать.
Pepsi Like Machine
Огромный плюс сарафанного маркетинга заключается в том, что применение его приёмом и принципов может охватывать различные зоны использования и распространяться не только в Интернете, но и за его пределами. А также иметь перетекающее состояние, когда разговор, начатый в реальной жизни, разворачивается в Интернете, образуя тем самым больший охват за счет привлечения тех, кому интересен этот разговор. Первостепенный принцип сарафанного маркетинг состоит в том, что он работает только в том случае, когда ваши услуги и продукты действительно хороши, если репутация компания была создана искусственным образом, то и ждать того, что сарафанное радио вдруг заработает — не стоит. Доверие должно выстраиваться естественным путём, если люди увидят, что вы не честны с ними, то и отзывы о вас будут содержать нелицеприятные высказывания.
Работа сарафанного маркетинга видна сразу, она проявляется в виде растущей прибыли, которая складывается из положительных отзывов о компании в целом. В том числе не добросовестные компании, те, которые ведут нечестную деятельность, а порой и не законную теряют выручку, а вместе с тем и прибыль. Если вы пришли в магазин, где вам продали просроченный товар, а на следующее утро вам стало не по себе, то вы вряд ли вернётесь туда снова, а при этом расскажите о случившемся своим знакомым, которые примут во внимание ваши слова и также перестанут покупать продукты в этом магазине. Зачастую такое отношение к клиенту является обыденным явлением, так как клиентская база у некоторых компаний велика и потеря некоторого количества клиентов не сыграет для них ключевой роли. B2B-компании в этом плане более внимательны, они относятся к каждому клиенту с должным вниманием. Блага, которые даёт сарафанный маркетинг весьма трудно переоценить, вот некоторые из них:
Его механизмы доступны любому бизнесу;
Он позволяет зарабатывать больше;
Он позволяет постоянно улучшать продукты и услуги;
Он делает бизнес более открытым по отношению к покупателям.
Случай из практики: МТС — быстрое решение.
Пользуясь услугами одного из мобильных операторов, мною было замечено, что со счёта было снято весьма приличная сумма. Об этой ситуации я написал официальному представительству мобильного оператора в Твиттере. Через некоторое время меня попросили написать на обозначенный в ответе электронный адрес с описанием проблемы. Через некоторое время мне позвонил один из работников и подробнейшим образом объяснил, за что были сняты средства со счета. Не вдаваясь в подробности, скажу, что итогом истории стало то, что сумма была возвращена в полном размере. Казалось бы, это тот пример, когда одним клиентом меньше — разницы никакой нет и то, что я сменю оператора — на выручке компании не отразится.