|
«Сетевизация» как один из трендов развития коммуникационного пространства.
Social Networking as the trend of communication space development.
Алексеева Татьяна Ивановна
шеф-редактор PR-Info.ru
Tatiana I. Alekseeva,
PR-Info.ru, Editor-in-chief
Публикация PR-Info.ru
Опубликовано в издании « МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ/
58- е П Е Т Е Р Б У Р Г С К И Е ЧТЕНИЯ/ Материалы межднародного научного форума
18–19 апреля 2019 г ». Том 1, 2019
Resume.
«Сетевизация» пространства коммуникаций становится общим трендом, наиболее ярким выражением которого являютcя онлайновые социальные сети. Эти тенденции имеют под собой как практические, так и теоретические основания. Рассмотрены теоретические основания сетевой парадигмы.
Ключевые слова: социальные сети, коммуникационное пространство, сетевая парадигма.
Social Networking as the trend of communication space development.
"Social Networking" of the communication space becomes a General trend, the most striking expression of which is the online Social Networks. These trends have both practical and theoretical foundations. The theoretical foundations of the network paradigm are considered in this paper.
Представление о «сетях» распространилось в последнее время благодаря созданию и функционированию социальных сетей в пространстве интернета, в то время как интернет и сам представляет собой глобальную сеть, заполняя собой мир коммуникаций. «Сетевизация» в общем смысле слова – это процесс создание сетевых структур и сообществ. Они возникали и существовали всегда, но в последнее время произошло взрывное развитие такого рода структур.
Идея «сетевизации» применительно к нашей теме опирается на разработки в следующих направлениях:
«Cетевая парадигма» Гр. Бейтсона применительно к обществу и культуре в целом, которая ставит во главу угла отношения между компонентами системы, синергетически взаимосвязанными между собой [1, с. 66],
представление об обществе как сетевой социальной системы Н. Лумана: «Рассмотрение коммуникации в качестве именно такой операции, которая воспроизводит специфически социальные системы…» [4, с. 58],
концепция глобального сетевого общества М. Кастельса: «Сетевое общество – это общество, социальная структура которого выстраивается вокруг сетей, активируемых с помощью переведенной в цифровую форму информации и основанных на микроэлектронике коммуникационных технологий.»[2,с.41]
В последнее время развивается направление, получившее название Social Network Theory and Social Network Analysis (SNA).
Коммуникационные структуры и сети можно классифицировать по разным признакам, например, в зависимости от средств и каналов коммуникации. Они существуют на разных уровнях и срезах общества: на уровне социума – макросоциальный уровень; на уровне организации или различных общностей – мезоуровень; на уровне групп и индивидов – микросоциальный уровень.
На уровне социума основные разработки в контексте сетевой парадигмы – в социологии. Приведем примеры: одно из исходных прикладных исследований – знаменитый эксперимент «Мир тесен» (Small world experiment) Ст. Милгрэма по измерению и анализу средней длины пути между объектами социальной сети (6 рукопожатий). Другой пример: любопытное исследование Padgett, J.F. and Ansell C.K. в историческом контексте (1993). В 1430–х годах в Венеции клан Медичи набирал свой политический вес, и усиление его роли было разыграно по сетевому принципу, с помощью правильно организованных браков.
Подход на макросоциальном уровне можно описать так: «В целом, сетевое пространство представляет собой совокупность позиций, ролей, отношений, потоков ресурсов. В этом пространстве социальные субъекты размещаются согласно их личным взаимодействиям, прямым и опосредованным». [3, с.3]
На организационном уровне традиционные подходы строятся либо на представлении о социальных ролях, как формальных, так и неформальных (межличностных): управленческие рабочие роли по Г. Минцбергу, коммуникационные роли по Роджерсу и Агарвала-Роджерс и др., либо на математической теории графов: открытые, замкнутые, комбинированные сети коммуникаций.
Менее традиционные подходы касаются темы знаний и их обмена внутри организационных структур: Migratory knowledge (мигрирующие) – часто технические и технологические, в терминах продукта. Embedded knowledge (включенные) – знания о том, как внутри компании происходят процессы самоорганизации.
Представления о сетевых принципах на групповом уровне рассматриваются в рамках социально-психологических исследований и восходят «социометрическому» подходу Дж. Морено. Он считается основополагающим для всех разработок в области социальных сетей.
Подходы в рамках символического интеракционизма и ролевых социально-психологических теорий (Дж. Мид, Р. Линтон, Дж. Тибо и Г. Келли и др) также могут быть отнесены к сетевому варианту изучения и описания социальных процессов, как на уровне взаимодействия индивидов в микросоциальном окружении (группа, коллектив, команда, семья), так и на организационном и социумном уровнях.
На современном этапе сетевая парадигма в социальной психологии рассматривается в двух аспектах «как уникальная перспектива изучения социальной интеракции и как конкретный методологический подход к эмпирическим исследованиям с точки зрения Анализа социальных сетей – Social Network Analysis (SNA)» [5, с.440]
Получили развитие различные теории, объясняющие явления с помощью сетевой идеологии, и получившие обобщенное название «Сетевых теорий» (Network Theories) [5, с.447-450]
Список литературы.
1. Бейтсон Гр., Экология разума, Издательство «Смысл», Москва, 2000
2. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие.
Пер. с англ. Н. М. Тылевич (под науч. ред. А.И. Черных) – М.: ГУ ВШЭ, 2016
3. Князева Е.И. Сетевая теория в современной социологии , 2006, Электронная библиотека Белорусского государственного университета (БГУ), Статьи факультета философии и социальных наук, http://elib.bsu.by/handle/123456789/11256 [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. Дата обращения: 28.02.20129
4. Луман Н. Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос", 2004
5. Felmlee Diane H., Faris Robert Interaction in social network In “ The New Handbook of Social Psychology”, Second Edition,
ed. John Delamater, Springer Science+Business Media Dordrecht 2006, 2013, Ch.15 . , p 439-464
Опубликовано в издании М Е Д И А В С О В Р Е М Е Н Н О М М И Р Е 58- е П Е Т Е Р Б У Р Г С К И Е ЧТЕНИЯ М а т е р и а л ы м е ж д у н а р о д н о г о научного форума 18–19 апреля 2019 г.. Том 1, c. 134
Редакция: О. С. Кругликова, А. Ю. Дорский, В. В. Васильева (отв. редактор) — 2019 в 2 томах,
СПб : Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2019.
по результатам Международного научного форума «Медиа в современном мире.
58-е Петербургские чтения». IV Международный научный форум
17–19 апреля 2019 в Санкт-Петербурге , Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета
| |