e-mail:                         promotion - на интеллектуальных ресурсах                        English version
---
Материалы и обзоры
Новая информация - New Info


Лидеры слухов и повелители мнений
Часть 2-3

Лидеры слухов и повелители мнений
Часть 1
Дмитрий Кот

Небожители, на которых маркетологи смотрят с обожанием. Звезды континентов, мега-полезные персоны для процветания бизнеса, гаранты роста объема продаж.
Кто же эти люди, да и люди ли они вообще?
Это лидеры мнений или на тамошний манер "opinion leaders". Многие маркетологи, директора предприятий и менеджеры по продажам наделяют этих персон рядом свойств (часть из области фантастики - умение читать мысли, манипулировать личностями, глотать стекло). Схожи все в одном, эти люди занимают важные и видные посты: главный врач города, замминистра сельского хозяйства, главный редактор журнала "Хлебороб". Естественно, для каждой отрасли, рынка, региона лидеры мнений свои.
Их водят в рестораны и бани, угощают виски и пепси-колой, им что-то передают в пухлых конвертах и при этом страстно шепчут или тихо говорят - рекомендуйте наш товар чаще, говорите о нашей фирме нежнее, хвалите нас.

В этом и следующих выпусках Вы узнаете, как выявить лидеров мнений, как выстроить с ними работу, чтобы положительные слухи и лестные отзывы о Вашем товаре или фирме распространялись с умопомрачительной скоростью.

Забавные факты

  • 65% покупателей, купивших Palm organizer, говорили изготовителям этого устройства, что они узнали об их товаре от других людей
  • 47% читателей журнала "Surfing" говорят, что самое сильное влияние на их решение о покупке оказали их друзья.
  • Согласно данным Ассоциации индустрии туризма, друзья и родственники являются самым главным источником информации о тех местах, куда стоит поехать, о рейсах самолетов, отелях и аренде автомобилей. 43% опрошенных ими людей заявили, ч то в качестве источника информации они используют своих друзей и семью.
  • 57% покупателей одного автомобильного дилера в Калифорнии узнали о нем благодаря "сарафанному радио".
  • 63% женщин, опрошенных журналом "Self", назвали отзывы друзей, членов семьи или сослуживцев одним из факторов, влияющих на выбор при покупке лекарственных препаратов.

Слухи и рекомендации, сплетни и комментарии правят миром. Глупо тратить средства на рекламу и забывать о бесплатных рекламоносителях (по собственной доброй воле эти люди разносят о Вас славу). Давно пора обратить внимание на лидеров мнений.

Лидеры мнений - это люди, которые общаются с окружающими по поводу товара чаще, чем среднестатистический покупатель и способны оказывать влияние на мнение собеседников, на их выбор. Вот основные признаки, вот самые главные критерии. Не крупный пост, не громкий титул(важные, но не решающие характеристики), а интенсивность общения и степень влияния.
Не спешите рвать отношения с признанными лидерами мнений (те самые редактора журналов и заместители министра), спешите подружиться с Вашими общительными клиентами. Выгода такой дружбы очевидна - о Вашем товаре, услуге, компании начнут распространяться сладкие песни, т.е. слухи.
Итак, лидеры мнений говорят о Вашем товаре (хорошо или плохо) чаще, чем обычный покупатель и их словам верят больше, чем рекламе, потому что это не реклама, а слова хорошо зарекомендовавшего себя человека.

Четыре типа лидеров мнений

Для удобства имеет смысл разделить лидеров мнений по количеству связей, которые они могут устанавливать с окружающими, т.е. по интенсивности общения. Вот такая нехитрая классификация.

Обычные лидеры

Обычные с виду люди, но они выступают источниками информации об определенной категории товара и способны влиять на выбор собеседников своего круга общения.
Степень влияния определяется кругом собеседников (или просто слушателей), который шире, чем у простого (среднестатистического) покупателя на данном рынке.

Мега-лидеры (знаменитости)

Персоны, достигшие определенных высот и известны широкому кругу людей. Как и обычные лидеры, они интенсивно общаются с окружающими, но, кроме того, у них есть возможность влиять в той или иной степени на выбор тысяч ничего не подозревающих граждан (это те, кто получает их послания посредством средств массовой информации). К этой группе относятся телеведущие, журналисты, ди-джеи, популярные исполнители. Одним словом, звезды.

Если ранее, теоретически, грань между двумя типами лидеров можно было провести, то с появлением в нашей (и без того веселой) жизни интернета, еле видная граница стерлась окончательно. Обычный лидер может создать web-сайт, на котором будет рекомендовать ту или иную продукцию. При определенном умении, настойчивости и везении из невзрачной персональной странички на бесплатном хосте (гадкий утенок) вырастает популярный портал (красавец-лебедь или гусь, все зависит от тематики). При этом обычный лидер, как по мановению волшебной палочки, из золушки превращается в повелителя дум - в мега-лидера.

Для каждого рынка, товара или услуги интенсивность общения покупателей между собой своя. Точных цифр, отличающих обычного лидера от простого покупателя, нет. Если среднестатистический покупатель сообщает информацию о товаре 2-3 своим знакомым, то лидер - 7-8. Критерием выступает сравнительная величина - больше, чем простой покупатель на этом рынке.

Кроме этого, лидеры по степени влияния на окружение делятся на экспертов (зарекомендовали себя, как знатоки, благодаря прекрасным знаниям в определенной области) и социальных лидеров (люди, заслужившие доверие окружающих, благодаря обаянию, харизме, социальной активности).

Дело за малым - вступить в контакт с ходячими потенциальными рекламоносителями и убедить их принять Вашу сторону. Как себя вести, чем поить и что передавать в пухлых конвертах звездам, главным редакторам и докторам наук Вы, надеюсь, прекрасно знаете.
По каким признакам можно определить обычных лидеров мнений? Об этом читайте ниже.

Кто вы, обычные лидеры?

Ясных критериев, точных определений и цифр, характеризующих лидеров мнений, к сожалению, нет, как нет и повода впадать в отчаяние. Обычные лидеры мнений схожи если не во всем, то во многом. Они первыми начинают использовать товар, взаимосвязаны с другими людьми, любят путешествовать, испытывают информационный голод, обладают голосом и более открыты влиянию окружающей среды, чем другие люди.

Первыми начинают использовать товар

Как правило, обычные лидеры мнений используют товар не самыми первыми в городе, стране или мире, но они опережают остальных членов своего круга общения.
Отсюда вовсе не следует, что лидеры мнений с голодным блеском в глазах набрасываются на все новинки, которые им попадаются на их жизненном пути. Они могут принимать одни новинки (например, новинку конкурентов) и отвергать другие (может быть, даже Ваши). Ошибочно думать, что Ваши первые покупатели являются лидерами мнений (способными влиять на мнение других людей). Часто, "утонувшие в технологиях" не пользуются доверием со стороны членов своего круга общения.
Лидеры мнений спешат приобрести новинки по другой причине - новинка нужна им.

Связаны с другими людьми

Лидеры мнений не довольствуются своим тесным замкнутым мирком. Они ищут новую информацию, связи, знакомства. Они стараются общаться с другими лидерами мнения, чтобы потом нести полученную информацию в свой круг общения, своему окружению. Для выявления других лидеров мнений (своих коллег) они посещают выставки, конференции и интернет-форумы. Все это ведет к установлению дополнительных связей с внешним миром.

Путешественники

В исследовании, проведенном для фармацевтической компании "Pfizer" в 1950-е гг., было показано, что врачи, первыми начавшие применять тетрациклин, посещали больше научных конференций и медицинских заведений в других городах.
Исследование влиятельных американцев, проведенное компанией "RSW", подтверждает, что лидеры испытывают тягу к путешествиям.

Испытывают информационный голод

Лидеры мнений - это "местные знатоки", не удивительно, что они всегда хотят (нет, не есть) знать как можно больше. Об этом необходимо помнить при общении с лидерами мнений. Красивое оформление рекламных материалов, яркие картинки и сочные цвета определенную роль при выборе Вашей продукции сыграют, но не решающую. Факты - вот что им надо, факты - вот что их интересует, факты, факты, факты - вот что их убедит приобрести Ваш товар или воспользоваться Вашей услугой.

Обладают голосом

Лидеры мнений не стесняются своего мнения - они его ясно и открыто выражают.
Если человек любит высказываться в интернете или в компании, то это хороший указатель того, что он может быть лидером мнений. Эти люди высказывают свои взгляды по разным вопросам и имеют все шансы быть услышанными. Но опасайтесь любителей резать всем правду-матку в глаза. Таких уникумов не любят, их стараются не слушать, от них убегают. Это антилидеры - оставим их для конкурентов.

Открыты влиянию окружающей среды

Испытывая информационный голод, лидеры стремятся его утолить - штудируют прессу, скользят в интернете, смотрят ТВ.
Информация о Вашем товаре в газете едва ли моментально будет принята на веру и вызовет желание тут же приобрести товар. Если Ваши факты заинтересуют лидера мнений, то он будет копать информацию еще и еще, до тех пор, пока не решит - нужна ему Ваша новинка или нет.

Итак, лидеры мнений могут воспользоваться СМИ, но в поиске информации и отзывов они также полагаются и на своих друзей.

Отлично! Теперь мы знаем потенциальных друзей в лицо. Вперед-вперед-вперед…

kot@mastertext.spb.ru

Мнение/Комментарий:Opinion/Comments
Имя- Name
e-mail:
WWW:

Материалы и обзоры

Книжная полка

PR-Видеология

PRInfo Проекты

Слоган и баннер
Издания о PR
Издания
PR  в Интернет
Интернет
PR сообщества
Сообщества
Пресс-службыГосучреждений
Пресс-службы властных структур
Пресса
Центральная
Пресса

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 ©  Copyright " AltExpress", Т.И. Алекcеева, 1999-2000
Design"AltExpress",, 1999