|
|||||||||||
e-mail:info@pr-info.ru
promotion - на интеллектуальных ресурсах
English version
|
Материалы
и обзоры Из блогосфер Новая информация - New Info |
|||||||||||||||
..из Блогосфер... Годзилла разминает челюсти, сейсмологи с волнением посматривают на шкалу Рихтера, инопланетные обитатели того и гляди нагрянут с недружественным визитом, и только индейцы племени майя спокойно лежат в земле (им уже ничего не угрожает), а вот нам придется расхлебывать очередную кашу под названием «2012» с апокалиптическими добавками и ждать то ли конца света, то ли начала новой эры. Предлагаем исходить из того, что знаменитый индейский календарь вряд ли заслуживает большого доверия, поэтому будем надеяться на долгую и интересную жизнь, нашу с вами и рекламного рынка. Начало нового года — самое время попытаться сделать прогноз на ближайшие 12 месяцев. Магия чисел В конце прошедшего года стало ясно, что рекламный рынок начинает стагнировать. Предчувствие очередной волны финансового кризиса в мире и политическая нестабильность в нашей стране привели к снижению бюджетов на российском рекламном рынке, а в некоторых случая к их замораживанию до весны. Особенно чувствительно на рынке сказалось осторожное поведение крупных игроков. Прохладный осенний воздух 2011 года принес ощущение тревоги, а к зиме ощущение переросло в уверенность. Еще в октябре аналитики обещали, что в 2012 году прирост общих затрат на рекламу составит 18%, но к декабрю ожидания снизились до 11%-14% (по прогнозам разных агентств). С осени ситуация на рынке заметно ухудшалась: крупные международные компании отзывали или уменьшали свои бюджеты на телевизионную рекламу, которая до сих пор среди прочих медийных каналов лидирует по финансовым объемам. На первый взгляд даже 11% не кажутся таким уж страшным значением — все равно рост, но на фоне прошлогоднего роста рынка на 24% это кошмар. Кажется, вдали показались силуэты тех самых четырех всадников… Любопытно, что самый сильный удар, вероятно, будет или уже нанесен именно по телевизионному сегменту, что довольно странно, потому что в прошлый кризис телевидение показывало неплохие результаты: население, уходя от реальности, все плотней приникало к зомбоящику, а международные компании компенсировали кризисные процессы не сокращением бюджетов, а другими маркетинговыми инструментами. В следующем году радио и наружная реклама будут расти прежними невысокими темпами или незначительно снизят прирост. А лучше всего будет себя чувствовать Интернет. По некоторым отчетам аналитических агентств рост рекламного Интернет-рынка в 2012 году составит 35%. Сегмент наружной рекламы по-прежнему претендует на 16% прибавки доходов. На фоне ожидаемого кризиса и с учетом специфики капиталистической экономики снижения и консервация темпов роста не предвещает ничего хорошего. Герман Бажанов, генеральный директор компании «City-A»: - Рынок маркетинговых услуг (равно как и рынок труда) наиболее ярко отражает процессы в стране и в мире. Если в начале года наблюдался всплеск деловой активности, то к концу года он стал значительно более настороженным из-за слухов о второй волне кризиса. Некоторые бизнесы вовсе свернулись, некоторые продолжили реализовывать рекламные бюджеты с повышенной осторожностью. В компаниях наблюдалось значительное перемещение кадров, многие международные корпорации сократили рекламные отделы, а планирование бюджетов приостановили до весны. Любые прогнозы — дело неблагодарное, мы вынуждены опираться на аналитическое провидение. Бизнес опыт и интуитивное предчувствие — эти инструменты столь же надежны, сколь и неточны потому, что только время расставит все по местам. Что произойдет с медийными каналами, сказать сложно, но, по моим наблюдениям, в прошедшем году активно развивались и использовались программы стимулирования сбыта (BTL, лотереи, подарок за покупку и прочее). Было видно, как многие компании забивали полки своими продуктами, чтобы вытеснить конкурентов, а затем запускали национальные стимулирующие программы, которые работают не на имидж, а на увеличение объемов продаж в конкретных точках. Это разумная трата рекламных денег, но, к сожалению, один из симптомов осложнения ситуации на рекламном рынке. Как руководитель рекламного предприятия, я почувствовал, что в конце 2011-го года стало сложно планировать будущее — клиенты сами не знают, сколько денег они готовы потратить на рекламу; кроме этого заметно сократились бюджеты. Вероятно, эта тенденция сохранится и в новом году. Впрочем, все может быть. Мир замер в ожидании политических и экономических изменений, слишком много факторов, слишком много сложностей и слишком мало оснований давать однозначные прогнозы, но, скорее всего, будет трудно. Сетевой хомяк расправил плечи Аналитические агентства сходятся в положительной оценке развития в следующем году Интернет-рекламы. Во-первых, эта позитивная динамика держится уже несколько лет, а во-вторых, в связи с развитием технологий и распространением гаджетов Интернет становится все более важным, если не центральным медийным каналом. Крупные компании развивают функциональные возможности своих сервисов, предлагая автоматизированные системы размещения и продвижения рекламы на разного рода ресурсах, среди которых значение социальных сетей растет не по дням, а по часам. Мобильные сервисы также осваиваются пользователями, а значит, станут эффективными коммуникационными каналами. Постоянно появляются новые сервисы, а также инновационные решения. Дарья Рождественская, специалист в области социальных медиа и social media marketing: - Можно смело говорить о том, что за прошедший год все основные социальные сервисы пополнились значительным количеством новых пользователей, причем, кроме привычных ВКонтакте и Фейсбук, успешно осваиваются и более специализированные площадки, например, такие как Slideshare или Foursquare. Пользователь разобрался с этими сервисами, и на смену любопытству пришло осознание пользы этих инструментов. Все популярней становятся профессиональные социальные сети и специализированные ресурсы. Вслед за пользователями туда приходит и рекламодатель, который понимает, что его целевая аудитория находится именно там. Даже в регионах появляются digital-агентства, которые с разной степенью успешности работают в соцмедиа, но, как бы там ни было, растут специалисты, владеющие базовыми инструментами, и сам рекламодатель начинает более здраво оценивать возможность и необходимость рекламы в соцмедиа. В итоге SMM развиваются не только количественно, но и качественно, что обеспечивает им довольно светлое будущее. Омрачить картину могут политические изменения. Если Интернет будет поставлен под жесткий контроль, то его эффективность как маркетингового инструмента также снизится. Но нам обещают, что закручивания гаек не произойдет, тогда все будет хорошо и Интернет станет двигаться в сторону большей специализации. Популярней станут мобильные сервисы, которые у нас в отличие от Европы пока что являются игрушкой для гиков. Но со временем и рядовой пользователь увидит, насколько удобно сообщать друзьям о своем местонахождении, рассчитывать курсы валют, получать и передавать разного рода информацию с помощью мобильных сервисов. Пожалуй, самое страшное, что может произойти с Интернетом, это его тотальное или частичное падение. Для многих приостановка работы Google всего на день стала чуть ли не личной трагедией. Кстати, этот случай породил шутку «полез в гугл, чтобы узнать, что произошло с гуглом». Информационная зависимость от Интернета теоретически может выйти нам всем боком. Но, мне хочется думать, что в течение 2012 года и дальше Интернет будет развиваться в сторону оптимизации соотношения виртуального общения и реального человеческого контакта. Эйфория столичных митингов частично была связана именно с тем, что виртуалы вышли в реал, и увидели, какие они все милые люди. Кармически было бы правильно, чтобы от пустой болтовни и игрушек Интернет двигался к созданию и развитию площадок для объединения людей по профессиональным и прочим интересам. Из информационной свалки мы получим упорядоченную сеть, а значит, как медийный канал Интернет вообще и соцмедиа в частности будут более привлекательными для рекламодателя. Самое главное Если с Интернетом все вроде бы будет в порядке, то в целом развитие рекламного рынка в 2012 году от экспертов и аналитиков получает пессимистичные оценки, но темпы роста были столь высоки, что даже при некотором их снижении в 2012 году Россия войдет в десятку крупнейших рекламных держав, а в 2013 году займет 7-е место в этом списке. У российской медиаиндустрии есть потенциал для дальнейшего роста – доля рекламных бюджетов в ВВП России ниже, чем в развитых странах. Ожидаемый рост ВВП России на 2012 – 4,5%. Исходя из этого, ожидаемый рост российского рекламного рынка в 2012 гг. составит 18%-20%. Это значительно меньше, чем ранее, но все же не так плохо. Пугает только тенденция. В России прошла волна гражданских протестов, теперь все ждут 4 марта; трясет Европу, непонятная судьба ждет евро, на Уолл-Стрите тоже неспокойно. В таких условиях попытки заглянуть в будущее кажутся тщетными: да и вообще, перейдет человечество на биотопливо или ученые изобретут эликсир вечной молодости, и тогда мы с вами окажемся в совершенно новой реальности, о которой не знает ни один аналитический центр. У нас есть только один выход — хорошо работать, и тогда все непременно будет хорошо. А индейцам племени майя просто лень было писать календарь дальше 2012 года. Будем жить! Тимофей Мосолов |
|
||||||||||||||
© Copyright " altexpress@mtu-net.ru ", Т.И. Алекcеева, 1999-2010 Design AltExpress