Влад Ольховский
По материалам Электронного журнала «Работа с персоналом»
Что общего у 1С, Ингосстраха, Росбанка, x5 Retail Group, ИНКОМа, «Граблей» и «Почты России»? Все они не знают, что такое HR-брендинг, а их пресс-службы работают очень своеобразно.
Вообще-то этой статьи не планировалось. Планировалось совсем другое – в декабре 2011 мы собирались сделать традиционную заметку о том, как крупные компании собираются отмечать этот Новый год. И готовили мы её традиционно – составили список интересующих нас компаний и связались с ними. А вот результаты оказались совершенно неожиданными.
Чтобы лучше донести суть заметки, сделаем три предисловия.
Предисловие первое. Что такое HR-брендинг.
HR-брендинг – довольно новое, и весьма популярное на рынке понятие. Под ним подразумеваются усилия компании по формированию привлекательного образа себя как работодателя. Сюда включается и совершенствование условий, предлагаемых работнику, и специальные меры, направленные на распространение положительных сведений о компании среди потенциальных кандидатов. Впрочем, само явление неизмеримо старше, например, мы писали об этом уже давно, только называли тогда "работой над кадровым имиджем компании " = http://www.hr-journal.ru/articles/ov/imij.html
Так или иначе, для нас важно отметить, что темой HR-брендинга озабочены многие компании и вообще эта тема нынче у персональщиков популярная.
Предисловие второе. HR-брендинг и пресс-службы.
В то время как работа над мотивацией труда и прочих условиях лежит на плечах персональщиков, всю заботу о распространении информации «наружу» берут на себя прес-службы компаний. Оно и понятно – мало ли что «необученный» эйчар скажет в эфир. А в пресс-службе люди подготовленные, способные любые недостатки показать так, что все кругом закричат «Дайте две!». Ну, по-крайней мере, в теории. Поэтому именно пресс-служба выступает посредником между персональщиками и средствами массовой информации. В том числе и в вопросе HR-брендинга.
Предисловие третье. Пресс-службы и электронный журнал «Работа с персоналом»
Теперь о нас. Мы ежедневно получаем пресс-релизы от различных компаний на тему того, как всё краше становится их корпоративная жизнь. Регулярно же мы получаем от пресс-служб предложения подготовить какие-нибудь материалы с комментариями их HR-ов (этому, кстати, мы всегда рады, но на предложениях дело, чаще всего, и заканчивается). В общем, нельзя сказать, чтобы мы были не избалованы вниманием пресс-служб. Весь этот поток обращений как бы намекает: «Мы хотим, чтобы о нас написали, и мы хотим, чтобы о нас написала «Работа с персоналом».
Поэтому, когда мы решили дать возможность пресс-службам показать свои компании в лучшем виде, мы были уверены, что они за эту возможность с радостью ухватятся.
Собственно, фейл.
Теперь перейдём к тому, что же, собственно, произошло в декабре 2011 года.
Итак, мы решили сделать банальнейшую заметку о том, как в разных компаниях планируют встретить этот Новый Год. Кандидатов для списка отобрали просто – из номинантов на звание «привлекательный работодатель» по версии Superjob (об этом исследовании мы писали {http://www.hr-journal.ru/articles/research/research_815.html"} , и задавали про него каверзные вопросы (http://www.hr-journal.ru/articles/interview/interview_825.html") .
В итоге выбрали восемь крупных и крупнейших компаний, к которым и обратились:
-
1С (софтверная компания)
-
Грабли (московская сеть ресторанов)
-
x5 Retail Group (владелец магазинов «Пятёрочка, «Перекрёсток», «Карусель»)
-
Росбанк (банк, вошедший в Группу Societe Generale)
-
Вымпелком (сотовый оператор, торговая марка Билайн)
-
Инком (московское агентство недвижимости)
-
Ингосстрах (страховая компания)
-
Почта России (и так всё понятно)
Вопрос наш был прост и незатейлив – планирует ли компания как-то отмечать грядущий Новый Год, и, если да, то как, а если нет, то почему?
Я рассчитывал, что за два, или, максимум, за три дня получу стандартно-бодрые ответы: от одних, что да, компания внимательно относится к работе с персоналом и Новый Год – это отличный повод и для подведения итогов, и для награждения, и для развития корпоративной культуры, и так далее. А от других – что компания внимательно относится к работе с персоналом, и, хотя, централизованно этот НГ они не отмечают, но... и тому подобное.
Этого мы ждали, но вместо этого начались чудеса.
Скажем прямо, что тест на профессионализм пресс-службы прошла только одна компания – «Вымпелком». Вот ответ, который мы получили от Анны Сластенниковой из дирекции по внешним коммуникациям компании.
«Отвечает М.В. Яковлев, вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом:
- Новый год в «ВымпелКоме» (ТМ «Билайн") традиционно отмечается большим количеством разнообразных мероприятий.
Штаб-квартира ежегодно организует новогодний праздник для лучших сотрудников, на котором основатель «ВымпелКома» Дмитрий Борисович Зимин и топ-менеджеры лично вручают главные корпоративные награды Компании.
Также в нашей Компании проводят Новогодние мероприятия для клиентов и партнеров.
Традиционно подарки получают дети сотрудников и воспитанники подшефных детских домов.
В этом году в офисах «Билайн» по всей России пройдет «Новогодний марафон», в рамках которого организованы различные конкурсы и мероприятия для сотрудников, например, в Москве запланированы благотворительная ярмарка и новогодние гуляния для детей сотрудников.»
Наши аплодисменты «Вымпелкому», и советуем всем поучиться у их пиарщиков чёткости, оперативности и пониманию принципов работы со СМИ.
С другими компаниями вышло иначе.
На сайте компании «1С» телефона пресс-службы я быстро не нашёл, поэтому позвонил на единую линию call-центра. Оператор очень озадачилась просьбе соединить с пресс-службой, долго думала, а потом неуверенно попыталась выяснить, что же именно нам нужно. Услышав объяснение, облегчённо вздохнула и переключила на отдел персонала. Где мне сурово посоветовали прислать вопросы по электронной почте на общий адрес отдела персонала, «а там посмотрим». Письмо я отправил, а потом отправил ещё раз, но на этом дело и кончилось. Надеюсь, что у них там, в «1С», всё хорошо.
В «Росбанке» мы душевно пообщались с Тимофеем Соболевским (он там, судя по подписи, Manager Press Service Corporate Communications and Advertising Department). Тимофей уточнил дедлайн, пообещал «всё выяснить у менеджмента» и к назначенному сроку действительно прислал письмо. С несколько обескураженным комментарием: «К сожалению, в результате от менеджмента пришёл очень краткий ответ». В письме был вордовский файл, а в нём крупными буквами текст:
«Комментирует Улан Илишкин, заместитель председателя Правления Росбанка:
В этом году мы не празднуем корпоративный Новый Год централизованно.»
Не менее лаконичным оказался и ответ от компании X5 Retail Group. На мой телефонный звонок ответила Светлана Витковская, руководитель отдела по связям со СМИ. Выслушав вопрос, она сказала: «Нет. Не планируем». «То есть, мы можем написать, что...» — начал было я, но Светлана отрезала: «Да. Напишите, что в X5 Retail Group никаких мероприятий не планируется». На том и закончили.
Пресс-служба «Корпорации ИНКОМ» в лице Александра Полоскова уточнила дедлайн и пообщала постараться дать комментарии, после чего выходить на связь перестала.
Представитель «Ингосстраха» сообщила, что запрос наш она получила, но сказать ничего не может, так как весь топ-менеджмент сейчас уехал.
Девушка, ответившая на звонок в пресс-службу «Почты России» сказала, что письмо наше видела, но сейчас она ОЧЕНЬ занята, и если сможет, то что-нибудь ответит. Но это маловероятно. И, кстати, оказалась права.
А с «Граблями» получилось вообще загадочно. Я туда позвонил, меня соединили с неким Александром, сказав «Он у нас за это отвечает». Александр по телефону очень обстоятельно рассказал и о прошлых годах, и о нынешнем, после чего я отправил ему расшифровку беседы, но Александр более никак не откликнулся. Единственное, что удалось выяснить через секретаря, что расшифровку Александр всё-таки получил.
Вот такая получилась странная история. И мне хочется спросить – а зачем люди в пресс-службах крупных компаний получают свои зарплаты? Разве не затем, чтобы использовать на благо родной конторы любую подвернувшуюся возможность? Формировать в информационном пространстве её позитивный облик и всё-такое?
И, чтобы два раза не вставать, вопрос к персональщикам: а вы уверены, что ваша пресс-служба помогает вам в деле HR-брендинга, а не наоборот?
Влад Ольховский
Электронный журнал «Работа с персоналом»
http://www.hr-journal.ru
Территория PR в стране Info -Cooбщество PR- Info в Блогах
|