Новая информация
New Info
29. 06 .2012 - «Журналистика — это ремесло, которым должны заниматься настоящие профессионалы». Интервью с А. Михайловым/ Е/Жаркова-Публикация РИА «Время Н» в раздел Материалы и статьи
29. 06 .2012 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -Специальность 350400 – СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
28. 06 .2012 - Со&PubNews: Рекламная Федерация Регионов, Москва РФР приняла участие в заседании Комитета ТПП по предпринимательству в сфере рекламы
28. 06 .2012 - Со&PubNews: Оппозиционное движение в российских СМИ -какие из протестных акций в столице вызвали наиболее пристальный интерес журналистов и экспертного сообщества - Интернет-библиотека СМИ Public.ru, Москва
28. 06 .2012 - Со&PubNews: Креативный директор нью-йоркского офиса GLOBAL POINT приедет в Россию – GLOBAL POINT Communication Agency ,С-Петербург, Москва
28. 06 .2012 - Со&PubNews: Ведущее российское издательство «Альпина Паблишерз» внесло вклад в развитие библиотеки Российской Ассоциации по связям с общественностью.
28. 06 .2012 - Со&PubNews: Конференция «Маркетинг финансовых услуг: секреты продвижения, опыт и технологии успеха» 21 июня 2012 . Организатор конференции выступил Институт развития финансовых рынков (ИРФР) -Агентство Чистяковой Ирины, Москва
27. 06 .2012 - «Убедительное письмо. Как использовать силу слов» , П/Фредерик, М.: «Претекст» , 2013 в раздел Книжная полкаPR
27. 06 .2012 - из Блогосфер...Непривычная мысль маркетологов Что все ускорилось. И привычные методы исследований занимают слишком много времени. С/Вербицкий в сети .linkedin
27. 06 .2012 - - из Блогосфер... Продающий образ. Почему проходят мимо? Сергей Вербицкий в сообществе professionali
26. 06 .2012 - "Журналист 2.0" Конкурс журналистских работ / работы принимаются по 15.07.2012 /Победители будут объявлены 20-25 июля 2012
26. 06.2012 - Объявлены победители и аутсайдеры конкурса Абсолютный бренд 2012» 20 июня 2012 в Москве
26. 06 .2012 - Со&PubNews: Fleishman-Hillard Vanguard и Elefante, Москва , оказали поддержку Starwood Hotels & Resorts Italy в представлении сети их фешенебельных отелей в Италии российским СМИ |
|
«Журналистика — это ремесло, которым должны заниматься настоящие профессионалы»
Интервью с А. Михайловым
Елена Жаркова
Публикация РИА «Время Н»
Александр
Михайлов
7 июня журналистская альма-матер — факультет журналистики Московского государственного университета — отмечает 60-летие. О том, как изменилась журналистика за несколько десятилетий, есть ли шанс на существование у печатных СМИ и как надо готовить современных журналистов, корреспонденту РИА «Время Н» рассказал выпускник факультета журналистики МГУ, член Союза журналистов и Союза писателей России, в 1994–1998 годах — руководитель Центра общественных связей Федеральной службы контрразведки, в 1998–1999 — начальник Управления информации МВД РФ, в 1999 г. — руководитель Управления правительственной информации Аппарата Правительства РФ, а ныне - член совета по внешнеоборонной политике РФ, руководитель центра по изучению проблем современной наркополитики, наркопреступности и терроризма, генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов.
— Александр Георгиевич, в конце мая по инициативе правительства Нижегородской области проводилась Международная конференция журналистов, на которой говорили о том, какими должны быть современные СМИ. Как человек, работающий в журналистике 35 лет, как вы оцениваете ее сегодня?
— Сегодня мы стоим на пороге появления принципиально иной журналистики. В советское время существовали три коммуникации — телевидение, газеты и слухи. Сегодня на помощь слухам пришел Интернет, где можно размещать все, что угодно, не проверяя. Там же можно высказывать свою точку зрения, и она будет прочитана другими людьми. Это очень привлекает молодежь. Как следствие, печатные органы остаются невостребованными — кроме той определенной группы людей, которые привыкли работать с газетами. Перед газетчиками сегодня стоят очень серьезные проблемы. Так называемые бумажные носители, которые для старшего поколения являются традиционными, для молодежи уже стали анахронизмом. И найти баланс между новыми медийными технологиями и традиционной журналистикой сегодня очень сложно, но делать это необходимо.
Меня, как человека, который закончил факультет журналистики еще в 1977 году, тревожит то, что из современной журналистики на фоне оперативного иноформирования о происходящем ушло много жанров. Сегодня мы практически не видим очерков, эссе и фельетонов. То есть те материалы, которые были привычны для нашего читателя, практически канули в лету.
— Меняется журналистика, меняются журналисты?..
— Это действительно так. И сегодня надо понять, какими же должны быть современные журналисты и как надо их готовить. Те журналисты, которые привыкли работать с «бумажками», постепенно уходят. И на смену им приходят новая поросль, которая не имеет ни жизненного опыта, ни традиций, не обладает практикой подготовки материалов — таких, какие были раньше. Сегодня никто ничего не проверяет: ни фамилии, ни факты, ни даты... Очень часто уже сам читатель вынужден перепроверять то, что пишет журналист.
Я сейчас читаю курс лекций в Академии государственной службы по информационно-аналитическому обеспечению органов власти и управления, и всегда говорю, что сегодня мы, с одной стороны, получили доступ к огромному информационному ресурсу, которым является Интернет, а с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что это этот ресурс абсолютно ненадежен. В Интернете содержится такое количество дезинформации, что если выстраивать свою систему информирования или подготовки аналитических материалов только по материалам, опубликованным в сети, то можно очень далеко уйти от истины. Более того, — в Интернете зачастую размещается информация, которая не соответствует даже основным журналистским принципам и журналисткой этике.
Да, Интернет — эта та коммуникация, которая позволяет размещать любые материалы, значительно опережая любые СМИ: можно с места события по телефону сбросить в Интернет, и общество моментально узнает о происходящем. Но журналистика ли это?
Раньше журналист был единственным ретранслятором событий в общество. А сегодня ретранслятором событий является огромное количество блогеров. И эта ситуация требует от людей, работающих в классической журналистике, повышения своего мастерства.
Мы должны признать, что даже люди, проработавшие много лет в традиционных печатных СМИ, тоже начинают предпочитать Интернет: тут оперативность выше, охват шире и, самое главное, — ты видишь количество посещений. Когда выходит газета, ты не знаешь, сколько человек прочитали твою статью. А тут — мгновенные отклики. Раньше газеты получали мешки писем от читателей. Сегодня мы не знаем реакцию общества на тот или иной газетный материал, потому что люди писем сегодня уже почти не пишут. А Интернет дает возможность не только понять по оставленным отзывам и материалам настроения читателей, но и по счетчику увидеть, сколько человек тебя прочитали.
— Звучат такие мнения, что Интернет — это репортерство, а газеты специализируются на аналитике. Вы с этим согласны?
— Аналитики много и в Интернете. Тут важно понимать, что такое аналитика. Многословие — это не аналитика. Я был первым заместителем начальника аналитического управления ФСБ, и поверьте мне, знаю, что такое аналитика. Это не обилие текста, нет. В советские времена даже очень серьезные материалы, которые направлялись в различные инстанции, не должны были превышать три страницы. Аналитика — это суть, изложенная кратко, в очень емкой форме. У нас, к сожалению, аналитика представляет из себя достаточно размытый аморфный документ, в котором все свалено в кучу. И, по мнению некоторых специалистов, чем более многословен документ, тем более глубока аналитическая статья. А по сути, чем короче, тем лучше. Да, наше поколение привыкло к некоей фундаментальности. Но эта фундаментальность не работает на эффективность, потому что за ней очень часто теряются мысли. Жизнь сегодня настолько динамична, что многословие уже никому не интересно. Короткий жанр — это то, что нужно.
— Сегодня много говорят и о необходимости защиты русского языка — в том числе, в журналистике...
— Действительно, это очень важная проблема. С появлением Интернета журналисты особенно остро чувствуют: мы начинаем терять русский язык как элемент национальной культуры. Потому что к нам пришло огромное количество заимствований — и не только в Интернете, но и в печатных изданиях, и на телевидении. Используется множество терминов, профессиональный жаргон — финансистов, военных или кого-то еще. Такое неоправданное использование зарубежных слов приводит к потере русского языка.
Еще один очень тревожный признак — это то, что ошибки сегодня стали нормой. Человек, который водил пером, волей-неволей вспоминал правила и расставлял запятые. Мы же сегодня настолько привыкли полагаться на Word на компьютере, что очень часто свои тексты даже не проверяем: если не подчеркнуто, значит, все нормально...
— Так что же делать? Как спасти журналистику?
— Никого не надо спасать. Потому что спасение не всегда хороший путь. Может быть, уже действительно настала пора уйти некоторым изданиям? В России сегодня издается 70 тысяч газет. Это безумная цифра. Не может быть такого количества талантливых журналистов. Поэтому сейчас происходит естественный отбор, который приведет к тому, что слабые вымрут. И не всегда надо сетовать на это. Нельзя спасать то, чего нельзя спасти. А мы пытаемся спасать все, хотя для этого нет ни денег, ни, главное, мозгов и талантов. В журналистику пришло огромное количество непрофессиональных людей, которые удовлетворяют свое честолюбие, но которые бездарны по сути... Они сами себя обрекли.
Наша беда сегодня в том, что размывается эффективность самой журналистики. Потому что, когда прессы слишком много, все, что она говорит, «замыливается». И никто уже не реагирует ни на критические статьи, ни на журналистские расследования. Нам надо вернуть доверие к журналистике - с точки зрения точности, объективности, правильности, порядочности. Тогда может, что-то и сдвинется.
— Но ведь есть и какие-то плюсы у современной журналистики?
— Есть. Она стала более раскованной и более свободной. Сегодня мы, в принципе, можем удовлетворить любые информационные запросы, используя весь инструментарий — телевидение, радио, газеты, Интернет. Значит, мы идем в сторону развития журналистики в самых разных жанрах.
Чего бы хотелось пожелать современным СМИ? Помните популярную фразу: «Мы делаем новости»? Очень важно, чтобы эти новости были позитивные. К сожалению, в современной журналистике мы ушли от позитивных новостей, у нас преобладает то, что может зацепить читателя и зрителя. А все, что не заставляет вздрогнуть, уже не интересно...
И еще. Мы должны понимать, что так, как готовили журналистов вчера, сегодня уже их готовить нельзя. Мы берем людей со школьной скамьи и пытаемся делать из них журналистов. А по-моему, человек без жизненного опыта не может стать квалифицированным журналистом. Ну не может человек без технического образования грамотно писать про атомную промышленность, а человек без знаний в области экономики — рассуждать о финансах... Я считаю, что есть несколько видов человеческой деятельности, которые предполагают изначально первичное базовое образование. Например, нельзя набирать со школьной скамьи в Академию ФСБ или в милицию, потому что в результате мы получаем недоучек и неумех. Поэтому журналистика, контрразведка и правоохранительные органы должны базироваться на людях, уже получивших высшее образование. Сколько бы мы не говорили, что журналистика — это искусство, мы должны понимать, что это — ремесло. Хорошее, интересное ремесло, которым должны заниматься настоящие профессионалы.
Справка
Александр Георгиевич Михайлов родился в 1950 г. в г. Москве. В 1977 году окончил факультет журналистики МГУ. С 1974 г. работал в органах государственной безопасности, находился на оперативной работе, занимал руководящие должности, в том числе, в Пятом управлении КГБ СССР (политическая контрразведка).
В 1989 году возглавил пресс-службу Московского управления КГБ
1994–1998 — руководитель Центра общественных связей Федеральной службы контрразведки, затем Федеральной службы безопасности РФ
1998–1999 — начальник Управления информации МВД РФ
май—октябрь 1999 г. — руководитель Управления правительственной информации Аппарата Правительства РФ
с октября 1999 г. — руководитель Российского информационного центра
с июля 2003 г. — заместитель председателя Госнаркоконтроля России.
Сегодня — руководитель Управления правительственной информации Аппарата Правительства РФ, член совета по внешнеоборонной политике РФ, руководитель центра по изучению проблем современной наркополитики, наркопреступности и терроризма.
Член Союза писателей, генерал-лейтенант полиции в отставке, генерал-майор ФСБ в запасе. Автор ряда книг детективного жанра. Лауреат премии им.К. Симонова.
Корр. Елена Жаркова
РИА «Время Н» = http://www.vremyan.ru
29/06/2012
Территория PR в стране Info -Cooбщество PR- Info в Блогах
|
|