24.04.2013 -ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССМЕДИА С МЕДИАПОВЕДЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ
М. В. Жижина - Публикация журнала «Социосфера», Пенза - раздел Материалы и статьи
24.04.2013 -Мониторинг социальных медиа – от тактики к стратегии - С/Рудый, Публикация YouScan и «PR-Info.ru » - раздел Материалы и статьи
23.04.2013 - «Фестиваль «PR – профессия третьего тысячелетия»
завершил свою работу - 12 апреля 2013 в Санкт-Петербурге, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» PR-Info.ru - информационный спонсор
23.04.2013 - Со&PubNews: О старте Всероссийского конкурса PR проектов по сохранению и укреплению позиций русского языка в Российской Федерации объявило Коммуникационное агентство АГТ, Москва
23.04.2013 - Качественная журналистика вернет науке уважение и силу . Итоги конкурса деловой журналистики «PRESSЗВАНИЕ»
23.04.2013 - Со&PubNews: Топ-менеджеры КА Pro-Vision Group, Москва, проводят серию лекций на факультете журналистики МГУ
23.04.2013 - Со&PubNews: Коммуникационное агентство SPN Ogilvy, Москва-С-Петербург, вышло в шорт-лист Gold SABRE Awards
23.04.2013 - Со&PubNews: «Свадебный подаркопад» стартовал на женском интернет-портале Woman.ru, Москва
22.04.2013 - Студенческий Workshop в рамках Второй Балтийской молодежной медиашколы 27 апреля 2013, С-Петербург, Институт экономики СПбГЭУ
22.04.2013 - Всероссийский конкурс Eventиада вошел в шорт-лист SABRE Awards 2013 в регионе ЕМЕА - Агентство интегрированных коммуникаций Elefante, Москва
|
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССМЕДИА
С МЕДИАПОВЕДЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ
М. В. Жижина,
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
Публикация Журнала «Социосфера», Пенза
Изучение психологических особенностей социальных представлений о массмедиа – это новая область медиапсихологического анализа, в междисциплинарных исследованиях массмедиа преимущественно рассматриваются как фактор формирования социальных представлений о том или ином социальном явлении. Так, массмедиа рассматриваются в качестве фактора формирования представлений: о мире; государстве; прошлом; успехе; престиже профессий; женственности и мужественности; идеальной внешности; здоровом образе жизни; способах преодоления сложных жизненных ситуаций; значимых социальных проблемах общества и др., а между тем массмедиа сами могут выступать в качестве объекта социальных представлений.
Подавляющее большинство работ, имеющихся в отечественной социальной психологии, журналистике и социологии массовой коммуникации, по изучению взаимодействий массмедиа и личности носит прикладной, маркетинговый характер. Исследователи делают акцент на изучении медиаповедения в аспектах медиапредпочтений и статистики медиапотребления, анализируют роль массмедиа в общественной, политической, экономической жизни общества, изучают эффекты воздействия массмедиа на личность. И, несмотря на то, что исследование и осмысление эффектов воздействия массмедиа на личность и общество достаточно широко представлены в различных контекстах (психологическом, социологическом, экономическом, политическом, журналистском, культурологическом), психологическим и поведенческим механизмам этих влияний не уделяется достаточного внимания не только в научных публикациях, но и в общественной практике. В целом, как справедливо отметил немецкий медиапсихолог П. Винтерхофф-Шпурк, «исследование СМИ представляет собой очень широкую и крайне неоднородную область (поле), ввиду подлежащих изучению феноменов, а также подлежащих разработке и практически значимых теорий и методов» [1, с. 23].
При этом в контексте анализа роли и эффектов медиа подчеркиваются преимущественно отрицательные влияния медиа на эмоциональную, поведенческую, когнитивную сферы, более того, медиасреда рассматривается в качестве фактора угрозы психологической безопасности личности. В этой связи дискутируются вопросы, связанные с информационной политикой медиа; с формированием социогуманистической направленности деятельности журналистов и соблюдением этических норм при публикации материалов; с разработкой программ формирования медиаиммунитета граждан. В некоторых научных публикациях поднимается проблема медиатерапии, в задачи которой входит профилактика, реабилитация медиатравм и психологическое восстановление посредством медиакоммуникаций.
В существенно меньшем числе публикаций к позитивным эффектам массмедиа исследователи относят: повышение информированности; расширение круга интересов, познавательных потребностей; рост профессиональной активности; повышение интереса к политическим вопросам; мобилизацию и объединение людей в период проведения различных кампаний; поддержание социальных связей; реализацию собственного имиджа; свободу самовыражения в интернет-пространстве; оказание оперативной психологической помощи (онлайн-консультации психологов, коррекция страхов, депрессии, улучшение настроения); профилактику вредных привычек (социальная реклама, передачи о вреде курения, злоупотребления алкоголя); формирование или продвижение идеи здорового образа жизни (передачи о питании, спорте).
Анализ различных подходов и результатов исследований позволяет рассматривать массмедиа как социально-психологическое явление, которое представляет собой область социальных влияний; область взаимодействия виртуальной и реальной культур; особый институт социализации личности; форму и варианты информационного потребления; регулятор социального поведения; источник возникновения стихийно-массовых настроений общества; источник и существенный фактор формирования социальных представлений. На сегодняшний день массмедиа – это не только средства массовой коммуникации, но и целая система развлекательно-информационных монополий, которые являются не только источником сведений о реальности, но и фабрикой по производству собственной виртуальной реальности, фактором формирования социальных представлений личности, источником ценностных ориентаций, предпочтений и образцов поведения. К основным функциям социальных представлений С. Москвичи относит: функцию инструмента познания; адаптационную функцию; функцию регулятивного поведения [3]. Согласно концепции С. Московичи, социальное представление не является простым слепком окружающего мира, это продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности, социальные представления носят макросоциальный, общественный характер, следовательно, объектом исследования должны стать не отрывочные мнения отдельного индивида, а высказывания, отношения и оценки его как члена социальной группы. Основываясь на этих положениях, можно утверждать, что социальные представления отдельного индивида о массмедиа выполняют как раз указанные три функции – познание, адаптация и регуляция, и тем самым становятся важным фактором, определяющим и регулирующим особенности медиаповедения индивида.
Вместе с тем психологический контекст персональных представлений личности о массмедиа как социальном явлении весьма слабо изучен, и не раскрывается взаимосвязь указанных представлений с организацией социального поведения в медиасреде. По нашему мнению, исследование персональных представлений личности о массмедиа может отрыть новые подходы к изучению процессов социализации подрастающих поколений, формирования социальной идентичности молодежи и раскрыть психологические закономерности медиаповедения развивающейся личности в современном медиамире. Массмедиа сами выступают не только в роли фактора формирования социальных представлений о действительности и управления общественным сознанием, но и в качестве объекта социальных представлений, т. е. в общественном сознании, в свою очередь, существуют определенные представления о массмедиа как о социальном институте, его роли, миссии, эффектах, функциях.
Представления о массмедиа, несомненно, связаны с деятельностью самих массмедиа в плане позиционирования, презентации общественных функций (например, многие ток-шоу презентуют себя как реального помощника в решении как глобальных общественных, социальных проблем, так и частных, личных проблем отдельной персоны). Следует отметить, что к числу основных показателей медиаповедения как социального поведения в медиасреде относятся процессы восприятия и оценки медиапродукции, то есть не только процессы медиапроизводства, но и собственно медиапотребление. Мы рассматриваем медиапотребление не как пассивное восприятие медиапродукции, а как активную социальную практику личности, связанную с переработкой виртуального материала. При этом медиапотребление мы рассматриваем как часть общего медиаповедения личности, как проявление активности, избирательности, направленности и осознанности поведения в медиапространстве.
В соответствии с вышесказанным целью нашего эмпирического исследования, проведенного в 2009–2011 гг., явилось изучение взаимосвязи особенностей медиаповедения (в первую очередь, особенности медиапотребления, обращения к медиа) с социальными представлениями молодежи о массмедиа. В ходе исследования мы поставили задачу выявить медиапредпочтения и отношения молодежной аудитории к массмедиа, а также выявить мотивы обращения молодежи к массмедиа, поскольку мотивы и отношения являются знаковыми показателями любого вида поведения. Обнаруженные нами ранее множественная мотивация социального поведения и множественность функций медиакультуры в социальных представлениях студентов [2] с необходимостью поднимают проблему психологической дифференциации поведения и бытия индивидов в пространстве массмедиа.
Выборку составили студенты Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (N = 260) в возрасте от 17 до 22 лет.
В нашем исследовании были использованы следующие методы и методики: на предварительном этапе исследования – анализ интернет-дискуссий с точки зрения отношения участников обсуждения к различным видам медиа; на первом этапе, направленном на изучение особенностей медиаповедения, использовались: анкета по изучению медиапредпочтений студенческой аудитории (особенности медиапотребления, индивидуальные установки по отношению к различным видам массмедиа; предпочтения в потреблении определенных источников и типов информации; наличие поведенческих стереотипов в сфере медиапотребления и т. д.), опросник «Индивидуальный стиль медиапотребления» (Ю. Н. Долгов, Г. Н. Малюченко и др.); методика «Мотивационная структура информационной активности» (Ю. Н. Долгов, Г. Н. Малюченко и др.); на втором этапе, посвященном изучению социальных представлений молодежи о массмедиа, нами использовались: метод беседы и метод свободных описаний, а также разработанный нами авторский опросник, включающий в себя 4 блока: первый – ориентирован на анализ ожиданий от массмедиа; второй – оценивает степень доверия к различным медиасредствам; третий – направлен на выявление отношения к различным массмедиа; четвертый блок направлен на выявление представлений о функциях массмедиа и мере их реализации в действительности.
Кратко представим результаты исследования.
Первый этап исследования показал лидирующие позиции Интернета и телевидения вмедиапредпочтениях молодежи. Именно они занимают лидирующие позиции в медиапредпочтениях, и, более того, именно с Интернетом и телевидением респонденты ассоциируют современные массмедиа. Интернет по значимости для респондентов превосходит любые другие источники информации, даже личные, притом что относительная важность других медиа снижается. В целом стоит отметить, что мнение об Интернете как об источнике информации в целом более позитивное, в то время как к телевидению такого доверия респонденты не проявляют.
Анализ результатов следующего этапа исследования позволил также обозначить следующие доминирующие виды мотивации обращения респондентов к медиа: коммуникационная, познавательная, релаксационная, информационная, компенсационная и идентификационная. В контексте изучения мотивации обращения респондентов к медиа все мотивы распределились на две категории: активные – обращение к медиа с определенной целью, с осознанием мотивов обращения и пассивные – обращение к медиа по инерции, по привычке, медиабродяжничество, для того, чтобы заполнить время. Указанные мотивы позволяют выделить социально ориентированную активность респондентов (коммуникативная, мотивация сотрудничества, взаимодействия, помощи, аффилиации, и, частично – профессионально-деловая мотивация)и личностно ориентированную активность, т. е. активность, направленную на себя и на решение собственных проблем (компенсаторная, развлекательная, рекреационная, познавательная, идентификационная и мотивация самореализации и самопрезентации).
Дополнительный анализ материалов по изучению мотивов обращения к массмедиа позволил выделить типы медиапотребителей в соответствии с их доминирующей мотивационной направленностью (диаграммам № 1).
1) эмоционально центрированный медиапотребитель (46,2 %) – в эту группу вошли респонденты с доминирующей развлекательной, компенсаторной, релаксационной (рекреационная), реактивирующей или эмоционально стимулирующей мотивацией, т. е. этот тип характеризуется тем, что медиа и их продукция рассматривается как источник эмоциональных переживаний, восполнения недостающих переживаний в реальной жизни; средство развлечения и получения удовольствия (гедонистическая направленность), релаксации, переключения и отвлечения от своих проблем и забот; как способ саморегуляции и достижения эмоционального подъема, необходимого тонуса и бодрости, стимуляции к деятельности. Можно сказать, что медиа этой группой воспринимаются как: а) возможность бегства-ухода от реальности; б) средство развлечения; в) компенсация недостающих переживаний, г) активизация эмоционально-волевых состояний (как энергетический напиток).
2) коммуникационно-центрированный медиапотребитель (29,2 %) – данный тип представлен респондентами с преобладающей мотивацией общения, самореализации и самопрезентации, профессионально-деловой, информационной; его характеризует то, что медиаинформация и медиапродукция рассматриваются как средство и среда для межличностного/межгруппового общения, коммуникации, знакомств с новыми интересными людьми, данный тип отдает предпочтения как непосредственным межличностным контактам, так и виртуальным коммуникациям. У данного типа в интернет-пространстве ярко выражено стремление помочь другим пользователям, а также найти в Сети референтную группу со схожими интересами и ценностными установками.
3) информационно-центрированный медиапотребитель (14,6 %) – для этого типа характерна информационная, познавательная, профессионально-деловая мотивация. Этот тип фиксирует отношение к медиа, прежде всего, как источнику полезной информации, важных сведений, получения знаний не только для информированности, общего кругозора, но для личностного и профессионального роста. Важными критериями оценки медиасообщений для данного типа являются новизна, практическая ценность, польза, возможность расширения кругозора.
4) смыслоориентационно-центрированный медиапотребитель (10 %) – у этого типа доминирует познавательная, идентификационная, мотивация самореализации, а также для него характерна нацеленность индивида на совершение внутренней работы, на самоорганизацию, на укрепление собственной жизненной позиции, выраженное стремление к личностному, духовному росту. Из всех функций медиа для этого типа наиболее значимой является функция познания (повод для размышлений), и не только окружающего мира, но и познания себя. Медиа для смысло-ориентационного медиапотребителя, можно сказать, являются фактором создания и поддержания его картины мира, подтверждения и расширения своих взглядов, суждений в отношении его окружающей действительности и в том числе собственной жизни. Для этой группы медиа играют ориентационно-проблемную роль, помогают ответить на важные идейные вопросы, медиасюжеты и медиасообщения значимы в плане примера, определенного образца. Этой группой медиасреда воспринимается не только как идентификационная, но и как ресурсная среда для подтверждения правильности выбора своей жизненной позиции. Мотивация информационного поиска данного типа осуществляется избирательно в соответствии с внутренними устремлениями, сообразно их представлениям о личной необходимости.
Исследование представлений о функциях массмедиа показало, что, по мнению респондентов, одной из приоритетных функций массмедиа является информирование граждан о событиях в стране и мире; по нашим данным, информационная функция относится к числу лидирующей, важной и наиболее значимой. Следующей по значимости идет практическая помощь населению в решении важных жизненных задач, третью позицию в рейтинге функций занимает функция релаксации.
Основной методикой для изучения содержания представлений студенческой аудитории о массмедиа была методика свободных описаний.
С этой целью мы просили респондентов написать 5–7 прилагательных к каждому понятию, представляющему современную медиасреду («Интернет» и «телевидение»), которые наиболее точно и полно их характеризуют. Подсчитав частоту упоминаний выделенных респондентами прилагательных к каждому понятию, мы получили список наиболее часто встречающихся описательных прилагательных, которым впоследствии был подсчитан определенный ранг. В результате на понятие «телевидение» было получено 73 неповторяющихся прилагательных, а на понятие «Интернет» – 94 прилагательных.
Рейтинг характеристик респондентов относительно интернета
В представлениях наших респондентов Интернет предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации, современным средством коммуникации, «шагающим в ногу со временем», ориентированным на будущее, смелым, свободным. Интернет наделяется такими характеристиками, как современный; социальный; информационный; глобальный; обучающий; скоростной; доступный; увлекательный.
В свою очередь, телевидение характеризуется как информационное; манипулирующее; развлекательное; доступное; однообразное; народное; рекламное; надоедливое.
Рейтинг характеристик респондентов относительно телевидения
Таким образом, судя по приведенным характеристикам, Интернет респонденты воспринимают и наделяют более положительными характеристиками, нежели телевидение.
Анализ полученных материалов позволил обозначить следующие типы отношения к массмедиа: негативный, дифференцированный, амбивалентный (противоречивый), позитивный (диаграмма № 4).
Для первого типа отношения к медиа характерно негативное восприятие медиа (10 %), ее продукции, и собственно медиакоммуникаций, в частности, коммуникаций посредством интернет-сети, предпочтение отдается реальному общению, а не опосредованному, виртуальному, при этом респонденты данного типа полагают, что у интернет-общения есть много минусов: низкий интеллектуальный уровень собеседников, большое количество ненормативной лексики, большие возможности для обмана, отсутствие визуального контакта, ограниченный набор невербальных средств общения, сложности в выражении своих чувств, эмоций. И более того, в представлениях этой группы массмедиа лишают человека возможности самостоятельно мыслить, а лишь поставляют готовые эталоны-схемы, картины мира, на которые необходимо ориентироваться. Между тем, респонденты данного типа отношения к медиа пользуются Интернетом для поиска необходимой информации, у них есть свой адрес электронной почты, ICQ-адрес, иногда смотрят телевизор, слушают радио. Некоторые представители негативного типа отношения зарегистрированы в одной, реже в двух видах социальных сетей (но не тратят на пребывание в сети много времени, поддержание отношений носит эпизодический характер и связано или с определенными жизненными событиями, или с праздниками). Однако большинство этого типа на данный момент не зарегистрированы в Сети, но имели такой опыт, решение выйти из социальной сети приняли по причине ограниченных временных возможностей, и в целом данных респондентов настораживает глобальная открытость Интернета. По их мнению, они понимают и осознают весь манипулятивный, рекламный характер современных медиа, и телевидение и интернет-продукция несут в себе разрушающий, деструктивный характер, но они пользуются средствами медиа в утилитарных, строго функциональных целях (поиск информации, общение с друзьями из других городов, для развлечения и отвлечения от своих проблем или для того, чтобы узнать, что происходит в мире, «быть в курсе»). По представлениям этой группы, только не очень умный человек, но при этом располагающий огромным количеством времени, скорее всего безработный бездельник, может себе позволить часами смотреть телевизор и общаться в Сети; или еще, по мнению этой группы, в медиа зависают либо подростки, либо люди с большими проблемами в личной жизни. Стоит отметить, что, несмотря на негативное отношение к медиа, у представителей этого типа прослеживается в оценках большая симпатия к Интернету, нежели к телевидению. Для представителей негативного типа отношения к медиа свойственна информационная, профессионально-деловая, познавательная, коммуникативная мотивация.
Второй тип отношения характеризуется дифференцированным отношением к медиа (35 %). Этот тип связан с различного рода мотивацией. В представлениях респондентов этого типа медиа играют как отрицательную, так и позитивную роль, при этом представители дифференцированного типа подчеркивали, что медиа незаменимы в сегодняшнее время, хорошего они несут больше, нежели плохого, и в целом все зависит от человека, от его умения выбирать полезные программы, сайты, которые будут способствовать его развитию. Кроме того, респондентов данного типа характеризует дифференцированное отношение к участникам и создателям медиапродукции, медиапроизводителям и дифференцированная их оценка. Респонденты в пример приводили разные телевизионные каналы, разный профессиональный уровень журналистов, телеведущих, рассуждали о пользе и вреде, плюсах и минусах определенных интернет-сайтов. Наряду с этим респонденты отмечали, что для детей и подростков, не обладающих должной сформированностью личности, воздействия медиа могут представлять определенную угрозу их психологической безопасности. В связи с чем, по их мнению, задача родителей – уберечь, защитить детей от отрицательного воздействия, контролировать просмотр телевизионных программ и ряда сайтов.
Третий, амбивалентный, или противоречивый, тип отношения к медиа(40 %) наблюдается у лиц с медиаактивным типом поведения, мотивация доминирует компенсаторная, развлекательная, коммуникативная (коммуникация как удовольствие). Для этого типа свойственно наряду с восторженными, положительными, эмоциональными оценками и критичное отношение к современным медиа, выражающееся в негативных оценках огромного количества коммерческой рекламы в медиа, наличия платных сайтов, назойливых незнакомцев, навязывающих свое общение. Представления о медиа у этой группы респондентов выстроены в соответствии с предъявляемыми функциональными задачами медиа, представления характеризуются противоречивостью отношения к медиа и их роли в обществе.
Четвертый тип отношения можно обозначить как позитивный (15 %), данный тип отражает представления респондентов о необходимости массмедиа в функционировании общества как важного социально-регулирующего института. Такое представление находило отражение в таких комментариях: «Телевидение, Интернет преимущественно у людей ассоциируются с развлечение, отдыхом, со всевозможными сериалами и чередой ток-шоу, и чем-то второстепенным и пошлым, а между тем именно массмедиа информируют нас о новостях, о событиях в других странах, освещают важные фестивали, различные мероприятия активизируют политическую активность населения». Позитивный тип отношения связан с доминированием коммуникативной, рекреационной и информационной мотивации. Данный тип соответствует медиаактивному и сбалансированному, реже медиазависимому типам поведения. В оценках медиа преимущественно преобладают положительные оценки роли массмедиа в жизни общества, и своей в частности. Респонденты этой группы зарегистрированы в нескольких сетях, имеют большой опыт виртуального взаимодействия, участвуют в дискуссиях на форумах, любят оставлять комментарии, активно используют все новинки информационных технологий, при этом они любят посмотреть телевизор, который они рассматривают как способ получения информации и сравнения объема информации телевизионных новостей с интернет-источниками, с интернет-сми, а также телевидение рассматривается как необходимый и быстрый способ для снятия усталости и для развлечения.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют обнаружить связь особенностей типов медиапотребления и доминирующих мотивов обращения к массмедиа ссоциальными представлениями личности о мире массмедиа.
Библиографический список
- Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. – Х. : Гуманитарный Центр, 2007. – 288 с.
- Жижина М. В. Медиапсихология (программа курса). – М. : Перспектива, 2011. – 68 с.
- Социальная психология / под ред. С. Московичи. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
|
|