Как не запутаться в социальных сетях?
Екатерина Гоулд
Публикация агентства “Digital Boutique”
Откуда взялись социальные сети и как продвигать компанию через экаунт в социальных сетях
Бум на регистрации собственных экаунтов и экаунтов компаний в социальных сетях Рунета достиг своего пика. Если тебя нет в соцсетях – значит тебя не существует? Неужели необходимо регистрироваться в социальных сетях? Что это такое – социальные сети и откуда они взялись? Продвижение в социальных сетях – «глаза боятся, руки делают» ?
Социальные сети – не такое уж новое явление для российского пользователя. С появлением первых компьютеров стали появлятся первые чаты. Наверняка, все помнят Krovatka.ru – в эфире интернета с 1996 года. Профили пользователей, тематические “кроватки” и “чатки” – это все прообразы современных социальных сетей.
Маркетологи размещали рекламу в тех первых соцсетях исходя лишь из числазарегистрированных пользователей, количества показов и заходов (посещаемости). Поскольку рынок был “голодным”, потребители были готовы покупать товар только из-за его появления. Мало обращая внимания на качественные характеристики. Я хорошо помню время 2001 года, когда в представительстве Citroen нам отказали в размещении рекламы на «морде» РБК. Причина – недостаточный рост продаж и низкий потребительский спрос на автомобили этой марки.
Шло время, рынки насыщались продуктами потребительского спроса: автомобилями, бытовой техникой, продуктами, недвижимостью, одеждой, финансовыми услугами и прочими «радостями» для покупателя. Потребитель учился выбирать, сравнивать, читать форумы с отзывами. Началась «публикация отзывов», или как сейчас это называют «работа с лидерами мнений». Яндекс открыл сервис «конструктора сайтов» narod.yandex.ru – где каждый мог сочинить себе блог, создать страничку – визитку. Это уже можно называть элементом зарождения «блогосферы». Потом пришел ЖЖ – www.livejournal.com , habrahabr.ru и другие популярные блоги. WordPress помог каждому более-менее продвинутому юзеру создавать своисобственные блоги в сети. Стали появляться соцсети знакомств – www.mamba.ru ,www.loveplanet.ru и множество других.
По мере насыщения рынка товарами и услугами – ужесточается борьба за потребителя. Маркетологи ищут все более действенные пути завоевания ума и сердца клиента. «Наружка» попала в опалу муниципалитетов, перетяжки сняли с городских улиц, еще немного – ГИБДД запретит наружку и на федеральных трассах. Пользователи интернета уже научились отключать баннеры, печатные издания стали переходить в онлайн – сократилось количество рекламных макетов из-за неадекватной стоимости контакта. Медийная реклама на ТВ осталась лишь для крупных производителей FMCG и имиджевой рекламы брендов.
Кризис 2008 года тряхнул рекламный рынок очень сильно. Многие компании поняли, насколько важно подсчитывать отдачу каждого потраченного рубля на рекламу. На первый план вышли показатели KPI – сколько реальных покупателей получит компания, истратив требуемый рекламной площадкой бюджет.
Вот здесь все и вспомнили про соцсети. Маркетологи научились собирать и аккумулировать
пользовательские данные. Заработали системы таргетинга, ретаргетинга, основанные на поведении пользователя в сети. «Шпионы» поисковиков заработали на полную катушку. Поисковая оптимизация сайтов, продвижение на первые позиции по ключевым запросам – стали высоко востребованными у компаний. Ибо компании поняли – теперь дело потребителя выбирать товар или услугу. Именно потребитель заказывает музыку, оставляя свое мнение о производителе либо поставщике товара или услуги в соцсетях, форумах и блогах. И тот, о ком больше говорят в позитивном ключе, выигрывает в гонке за потребителя.
Маркетологи начали состязаться в умении привлечь внимание потребителя – facebook, VK, Odnoklassniki запестрили конкурсами, квестами и прочими «приманками» для вовлечения потребителя в погоню за покупкой. Действительно, соцсети и блоги весьма привлекательны с точки зрения прицельного попадания в сознание потребителя. Сочетание стоимости контакта и отдачи – вполне адекватная
Так что же стоит помнить, когда задаешься вопросом размещения публикаций о своем бренде, услуге или продукте в социальной сети?
Главных два момента:
— четкое понимание целевой аудитории (возраст, пол, увлечения, образ жизни, предпочтения, образование, хобби, религиозная и этническая принадлежность и многие другие параметры)
– легкость подачи информации (конкурсы, веселые шутки, опросы, смешные картинки с элементами информации о компании, достоверная информация о жизни самой компании, фотографии сотрудников, видеосюжеты о жизни компании и продуктах/услугах компании)
Потребитель устал от своих проблем на работе, дома, в транспорте и еще где-нибудь. В социальных сетях он ищет отдохновения, ухода от забот. Повеселиться, перепостить смешную картинку, посмеяться над анекдотом либо увидеть что-то действительно полезное, поданное ненавязчиво.
Краткость – сестра таланта. Об этом забывают многие, излагая «многабукав» в своем посте. Соцсети сегодня – это мир заголовков. Учитесь у газетчиков либо у содержания новостных лент, типа РБК – одной строчкой приковывать к себе читателя. Интриговать и одновременно сообщать информацию. Почему? Вот что пишет психолог “Digital Boutique” Мария Белякова:
- Нельзя сказать об однозначном влиянии того или иного объема публикации на всех читателей поголовно. Многое зависит от ситуационного контекста, в котором происходит взаимодействие читателя с информацией, а также от намерений и личности читателя. Если читатель целенаправленно ищет интересующую его информацию, то его внимание работает по аналогии с «фильтром», настроенным на определенные стимулы, и тут уже ни объем вашего (нерелевантного – не являющегося целевым для читателя) сообщения, ни эмоциональная окраска роли не сыграют. Он его просто не заметит, а если и заметит, то не воспримет.
В случае, если читатель бесцельно бороздит информационные просторы, влияние объема публикации, в сочетании с броским и эмоциональным заголовком будет куда более существенным. Его внимание начинает работать по принципу стимул – реакция. Чем сильнее стимул, тем с большей вероятностью наступит реакция.
Основные цели того или иного сообщения:
1) привлечь внимание читателя к информации,
2) обеспечить восприятие информации,
3) обеспечить запоминание информации,
4) — побудить к выполнению целевого действия (в случае рекламы) или -сформировать определенное отношение читателя к информации (в случае СМИ)
Броский заголовок и лаконичное сообщение в большей степени работает на привлечение внимания читателя и запоминание фактологии, изложенной в тексте. Но то, насколько данное сообщение способно вызвать целевое действие (речь идет о рекламном сообщении), зависит от потребностей, намерений и личности читателя. С уверенностью можно сказать лишь то, что читатель будет информирован, но не более. Короткие информационные сообщения создают простор для формирования у читателя собственного отношения к данной информации (основанного на его индивидуальных особенностях и жизненном опыте).
Если же целью является создание определенного мнения, то тут необходим диалог с читателем и детальное рассмотрение информации, одних фактов недостаточно.
Закономерным может стать следующий вопрос: «А захочет ли человек читать длинные статьи, побуждающие к размышлению?». Для начала необходимо определиться с качеством аудитории. Если вас интересуют люди, неспособные долгое время удерживать внимание на одном и том же объекте в силу различных обстоятельств (тотальной нехватки времени или ограниченности психических или интеллектуальных ресурсов), тогда короткие сообщения подойдут в большей степени. “