|  | Классическая психология в контекстной рекламе: что такое архетипы и
 как бренды используют их
Публикация
      Университета интернет профессий «Нетология» Специалист по контекстной и таргетированной рекламе Merex Digital Саша Атум рассказала, как маркетологи используют в рекламе архетипы — понятие из классической психологии. Для наглядности — примеры архетипов из рекламных кампаний известных брендов.
 Иногда интуитивно разработанная рекламная кампания работает лучше созданной по правилам и продуманной до мелочей. Так происходит потому, что наш мозг фильтрует рекламные сообщения — предохраняется от перегрузки. 
          Но мозг можно зацепить, если он увидит информацию, связанную с жизненным опытом.  Приведем простой пример — для этого немного отвлечемся на киноиндустрию. Каждый день выходят в прокат фильмы с простейшими сюжетами. Они похожи друг на друга, но мы все равно смотрим их, и самое главное — испытываем эмоции. Даже самый банальный, знакомый с детства сюжет способен растрогать или обрадовать. Почему так происходит: почему мы радуемся одинаковым и простым сюжетам, а такую же одинаковую рекламу не замечаем? Здесь мы подходим к теме статьи и дальше расскажем, в чем причина. Что такое архетипыПо Карлу Юнгу архетипы — это символы, отражение пережитого личного или коллективного опыта [доклад «Инстинкт и бессознательное» — прим.ред]. Если пользователю нравится какой-то фильм или рекламный материал, значит, он связан с архетипом человека. Дальше мы рассмотрим виды архетипов и расскажем, какие компании уже поняли эту связь и как используют ее в рекламе. 12 видов архетипов в рекламеСреди всех существующих архетипов маркетологу интересны те, на чьих потребностях и страхах можно делать упор в рекламе. Вот они. Творец Это воплощение любого человека, который связан с творчеством, самореализацией или разработкой чего-либо. Им движет страсть к новому, к постоянному движению, стремлению быть лучше. Страх таких людей — «быть как все» и сливаться с толпой. Посыл для творца в рекламе — дать человеку инструменты для его самовыражения, даже если оно требует безумных решений. Кого зацепит реклама. Рекламу с таким архетипом можно таргетировать: 
          на предпринимателей;людей, которые хотят учиться ремеслу, языку или искусству;творческих людей, которым нужно обновлять инструмент, например, швей, художников, скульпторов. Что можно рекламировать: 
          инструменты для развития и работы, обучающие курсы;декоративную косметику, одежду и аксессуары;предметы интерьера;товары для творчества и рукоделия;развлекательный контент, творческие встречи, мероприятия и концерты. Архетип творца можно использовать практически с любым продуктом — если уместно сравнение с искусством. .png) Реклама автомобиля «Saab против Вивальди»
 Заботливый Этот архетип подходит альтруистам. Человек, в котором ярко выражен архетип, очень заботливый, склонный к сочувствию и желанию помочь. Основной страх заботливого — беда с его близкими людьми. Его посыл — помочь человеку без промедления, спасти в трудной ситуации. Кого зацепит реклама. Объявления можно таргетировать на людей, которые так или иначе связаны со здоровьем, оказались в сложных жизненных ситуациях, привязаны к дому и близким. Вспомните рекламу многих сотовых операторов: когда низкая цена не работает, в рекламе делают акцент на общении с семьей и друзьями. Что можно рекламировать: 
          страховые агентства и юридические услуги;медицинскую тематику;курсы и различные товары для детей и беременных;благотворительные фонды;ремонт одежды и сломанных вещей. 
          
          Архетип часто используют в социальной рекламе
 Правитель Правитель — прирожденный лидер. Его основные черты — способность удерживать все под контролем, стабилизировать неспокойные ситуации. Правитель боится оказаться свергнутым. Посыл правителя — статус и престижность, которые приобретает человек вместе с товаром. 
          Часто этот архетип используют для формирования личного бренда. Кого зацепит реклама. По этому архетипу можно таргетироваться на бизнесменов, людей со средним и высоким доходам, владельцев элитной и загородной недвижимости, регулярных посетителей дорогих ресторанов и загородных клубов. Что можно рекламировать: все, что относится к премиум-классу, ассоциируется с роскошью и успехом. 
          
          Роскошь и статус — основной посыл рекламы часов Rolex
 Шут Правила существуют для того, чтобы их нарушать — девиз представителей этого архетипа. Благодаря нежеланию следовать правилам шуты легко воспринимают что-то новое и неизвестное, с юмором и энтузиазмом испытывают это. Основная их потребность — получить от жизни максимум удовольствия, страх — скучно жить. Посыл шута прост — вместе с товаром или услугой ты спасаешь себя от скуки и получаешь новые впечатления. Кого зацепит реклама. Шут — один из самых универсальных архетипов в рекламе, он может подойти человеку любого возраста и пола. Что можно рекламировать: 
          развлекательные комплексы и мероприятия;компании по организации праздников;туристические фирмы;сладости, жевательные резинки, напитки;товары для подростков. .jpg) В рекламе для архетипа шута иногда используют шутки на грани
 Славный малый Снова обратимся к фильмам и вспомним частый сюжет: типичный неудачник оказывается героем и его принимает общество, которое раньше отвергало. Главный страх славного малого — быть отвергнутым. Основной посыл — доступность товара или услуги человеку с любым доходом, образованием и местом жительства. Кого зацепит реклама. Славный малый — архетип людей, которым нужно признание общества. Реклама зацепит тех, кто хочет чувствовать себя причастным к чему-то. Например, если общество заботится об окружающей среде, славный малый тоже начнет сортировать мусор и экономить воду. В первую очередь потому, что хочет быть причастным к эко-ответственному обществу. Что можно рекламировать. Славный малый — архетип «доступного бренда с хорошим качеством», то есть практически любого массового производства. Сюда относятся бренды одежды из массмаркета, закусочные, пекарни, небольшие кафе, доступные аналоги дорогих брендов.       .jpg) .jpg) IKEA использовала в рекламе основную потребность славного малого — принадлежность к обществу
 Любовник Любовник — тот, кто привлекает к себе людей. Он обладает такими качествами, которые способны покорить человека любого пола: он красивый, добрый, нежный, чувственный. 
       Посыл для любовника в том, чтобы стать привлекательным и получить чувственное удовольствие с помощью товара. Те, кому близок этот архетип, боятся потерять индивидуальность и привлекательность. Кого зацепит реклама. Архетип воспринимают почти все люди, кроме детей. Что можно рекламировать: товары и услуги, которые обещают покупателю сексуальность, привлекательность. Это может быть: 
          нижнее белье, интимные товары;косметика и парфюмерия;ювелирные изделия;рестораны, бары, кальянные, спа-салоны, отели;совместный отдых. .jpg) Архетип часто используют производители парфюмерии
 Герой Этот архетип — тот самый герой, который способен нас защитить. Он силен не только физически, но и духовно — ведь ему часто доводится принимать сложные решения. Естественная среда для него — опасности, которые он легко преодолевает и получает за это трофей. Главный страх — не выполнить свое предназначение. В рекламе часто бросают вызов герою, мотивируя его приобрести товар и услугу, словно это поможет ему пройти важное испытание. Архетип часто используют для тех товаров, которые помогают ощутить внутреннюю и физическую силу. Кого зацепит реклама. Геройский посыл понравится любителям путешествий, активного времяпровождения, экстремального спорта, различных духовных практик. Что можно рекламировать: 
          функциональные вещи и товары, которые требуют особых навыков, например, тренажеры, спортивный инвентарь и аксессуары;бренды спортивной одежды;автомобили;бытовую технику;видеоигры, музыкальные альбомы.   .jpg) Подарки тоже можно рекламировать с помощью этого архетипа. Например, флористы из компании FTD.com запустили рекламу со слоганом «Будь героем». Смысл рекламы — купи букет и будь героем
 Бунтарь Бунтарь по своему девизу схож с шутом, но его посыл и предназначение отличаются. Если шут призывает получать удовольствие от жизни, то бунтарь — харизматичный, серьезный «плохиш», который так привлекает внимание женского пола. Бунтаря манит все, что общество отрицает и порицает. Он притягивает внимание спокойных людей, которые хотят выпустить пар или незаметно показать свои тайные стороны. Его страх — оказаться заурядным и бессильным. Основной посыл — делай то, что хочешь, и именно это сделает тебя счастливым. Кого зацепит реклама. Основная целевая группа этого архетипа — подростки. Но брать в расчет только их неправильно, ведь в домохозяйке тоже может проснуться дух бунтарки и желание купить дерзкую одежду, а в спокойном семьянине — тяга к мотоциклам. Что можно рекламировать: 
          мужские бренды одежды, часов и других товаров;молодежную одежду, косметику, аксессуары;услуги доставки и рестораны вегетарианской, сыроедческой еды;квест-комнаты;мотоциклы;услуги мастеров тату, пирсинга, экстремальных окрашиваний волос. .gif) Магазин Bat Norton продает одежду для бунтарей, которая не вписывается в обычную моду для всех
 Маг Это воплощение всего, хотя бы в какой-нибудь степени магического. Для изображения архетипа часто используют природные явления, например, лунный свет, звезды, камни или магические символы. Для магов нет ничего невозможно, а их главных страх — не предвидеть негативные последствия. Основной посыл для мага — доступный инструмент, с помощью которого сможешь все. Кого зацепит реклама. Архетип мага часто используется для рекламы товаров, которые обещают своему владельцу силу, способную решить его самые важные проблемы. Например, проблемы со здоровьем, бизнесом, с внешним видом. Что можно рекламировать:  
          современную бытовую технику, системы «Умный дом»;программы и системы аналитики;парфюмерию;обучающие курсы и материалы;экзотические товары. .jpg) Архетип использовали для рекламы банковских карт с тематическим дизайном
 Простодушный Простодушный рассказывает о жизни в утопическом мире и обещает, что все всегда будет хорошо. Люди, в которых этот архетип сильно выражен, стараются спокойно принимать все трудности жизни, не теряя веру в лучшее будущее. Простодушный боится поступить неправильно и из-за этого выпасть из своего идеального мира. Основной посыл в рекламе для простодушного — домашний уют и события, связанные с близкими людьми. Например, в новогодней рекламе Coca-Cola часто используют мерцающие огоньки на улице, улыбающихся полярных медведей, веточки мандарина — символы уюта и идеального мира. Кого зацепит реклама. Рекламу можно таргетировать на людей, которые заботятся об уюте в доме, удобстве в одежде и аксессуарах, ценят надежность и простоту эксплуатации техники. Что можно рекламировать: 
         
          продукты растительного происхождения;бренды одежды из натуральных тканей;рестораны быстрого питания;домашнюю одежду, товары для дома и сада;кофейные и чайные напитки, сладости;товары для детей. .jpg) Атмосфера идеального лета в рекламе Coca-Cola
 Искатель Если Простодушный пытается жить в своем комфортном, идеальном для него мире, то искатель его противоположность: он всегда находится в поиске чего-то лучшего. Страх искателя — перестать ощущать пульс жизни. Главный посыл в рекламе для искателя: надежный товар, который поможет потребителю в его поисках. Одежда должна быть ноской и практичной, а сопутствующие товары — портативные зарядки, термосы — делать путь комфортнее. Кого зацепит реклама. Видео и рекламные баннеры привлекут людей, которые постоянно ищут что-то новое, посещают разные курсы и секции, путешествуют, ходят в походы. Что можно рекламировать: 
          одежду, снаряжение и другие товары для путешествий и туризма;экстремальный туризм и туризм в целом;товары из экзотических стран;удобную обувь, сумки, чемоданы, рюкзаки;внедорожники, квадроциклы.       .jpg) Компания натуральной косметики The Body Shop использует архетип в рекламе. На их баннерах часто изображены женщины разных национальностей, курортные пейзажи, экзотические фрукты
 Мудрец Архетип мудреца — смесь мага и творца: он хочет постоянно развиваться, исследовать и изобретать новое. Его отличительная черта — стремление делиться накопленным опытом и умениями. Больше всего мудрец боится быть обманутым и невежественным. Посыл для этого архетипа закладывают в рекламные кампании европейские и американские колледжи: получи наше образование, чтобы стать настоящим мудрецом. Кого зацепит реклама. Мудрец постоянно находится в поиске истины. Аудитория рекламы — люди, которые совершенствуют профессиональные навыки и работают над собой. Это могут быть учителя, исследователи в различных сферах, инженеры и даже студенты. Что можно рекламировать: 
          клиники;консалтинговые фирмы;информационные ресурсы, онлайн-обучение;мероприятия и фестивали, связанные с обрядовыми или религиозными практиками;программное обеспечение и компьютерное оборудование. Резюмируем
          Иногда создатели рекламы выбирают архетип бессознательно и попадают в точку. Но это можно делать и осознанно, проанализировав ЦА, страхи и потребности людей.В маркетинге обычно используют 12 архетипов — их потребности и страхи можно обыграть в рекламе.Компании уже поняли, что архетипы полезно использовать для создания рекламы, и их реклама нравится зрителям. Мнение автора и редакции может не совпадать. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
         https://netology.ru/blog/10-2019-kak-brendy-ispolzuyut-arkhetipy
        
         
        Саша Атум
           
            Специалист по контекстной и таргетированной рекламе Merex Digital
 |  |