Public Relations как синтетический вид практической деятельности,
связанный с разнообразными теоретическими и идеологическими областями деятельности,
так же как и с другими аналогичными видами практики, требует известной универсальности
от тех, кто этим видом практической деятельности занимается.
Однако
универсальность чревата опасностью «растекания по древу», то есть
размывания предмета деятельности и потерей простых и четких механизмов и методов
работы, которые необходимы такому весьма прагматичному виду деятельности как «связи
с общественностью».
Эта дилемма порождает необходимость появления
разнообразных схем и подходов к реальной практической работе.
Можно
выделить ряд таких подходов, но наиболее очевидными представляются 2 из них:
программно-проектный
и имиджевый
Программно-проектный подход.
Один из вариантов, весьма очевидный, может быть обозначен как программно-проектный
подход, применяемый для организации процесса PR как в случае отдельных акций
и мероприятий, так и в случае необходимости PR кампании полного цикла. Он является
весьма распространенным в практике работы западных компаний как в западном, так
и в восточном полушарии, хотя безусловно в каждом случае имеются свои особенности
и своя специфика.
Этот подход
описан в частности Fr.Jeffkins’ ом в ряде книг под названием
6ти компонентная модель планирования процесса Public Relations
С помощью этой модели описываются этапы процесса PR:
1. Оценка ситуации
2. Определение (постановка) целей
3. Определение круга
людей, организаций, структур,
4. Выбор методов, способов и техник воздействия
и типов mass-media.
5. Планирование бюджета
6. Оценка результата
1. Оценка ситуации включает, — по
Fr.Jeffkins — следующие этапы и компоненты:
А. Логически-теоретическая проработка
ситуации — «Коммуникационный аудит» — исследование внутренней
для организации (или другого субъекта PR) и внешней ситуации.
Б. Проработка процесса осуществления PR деятельности. Упор
делается на психологические и социально-психологические составляющие
процесса, — используются идеи теории социальных установок (аттитюдов)
и теория когнитивного диссонанса .В процессе создания понимания
целью является преобразование 4-х отрицательных установок в 4
положительные:
I |
Враждебность — в сочувствие и симпатию |
II |
Предубежденность — в приемлемость и принятие
мнений и точек зрений другого |
Апатия — в заинтересованность |
Невежество — в знание |
I
- Для того, чтобы возник и заработал механизм
превращения I во II, следует использовать теорию когнитивного
диссонанса Леона Фестингера.
Суть ее кратко: В обществе обычно существует множество консервативных
установок и предубеждений по отношению к новым идеям. Но стоит
людям начать узнавать и понимать эти идеи, как они очень быстро
становятся самыми ярыми поборниками нового и столь же решительно
отвергают старое, как это было ранее в отношении новых идей.Это
одна из закономерностей и особенностейе массового сознания,
использование которой может приводить к успеху.
В.Создание ориентации на достижение разумных компромиссов
Г. Исследование ситуации с помощью специальных методов:
наблюдения;
изучения информации и статистических данных ( кабинетные исследования);
первичных исследований.
Д. Исследование социальных установок методом опроса (opinion
polls) репрезентативных групп людей ( мужчины, женщины, семейные,
холостые, представители различнх возрастных групп, профессиональных
групп, социальнх слоев). Они проводятся с большим интервалом
(несколько месяцев), поскольку PR претендует не только на создание
благоприятных имиджей, но и на осуществление определенных изменений
в мнениях, знаниях, понимании людей.
Е. Решение проблем. Когда ситуация подверглась всестороннему
исследованию и оценке, можно говорить о выявлении проблемы и
путей ее решения. Опираясь именно на это положение нередко говорят
, что Связи с общественностью — это деятельность по решению
проблем.
Ж. Методы, используемые для оценки ситуации:
*изучение мнений, социальных установок, имиджей (opinion, attitude,
image surveys);
*пресс-клиппинг;
*изучение индикаторов рынка ( как ценовых, так и других);
*выявление факторов конкуренции и влияния импорта;
*оценка взаимоотношений предпринимателей и наемного персонала
(industrial relations situation);
*выяснение сезонных факторов; n тестирование продукции, изучение
жалоб потребителей; n выявление проблем с дистрибуторами и *торговой
сетью; n изучение ценовой политики;
*оценка экономической, социальной, политической обстановки;
n выяснение позиций и установок лидеров общественного мнения
и др.
2. Определение и постановка целей.
Источники:
· обсуждение с руководителями организации
· исследование различных аспектов организации и ее окружения
Характеристики целей
· по фактору времени: краткосрочные — долгосрочные
· по фактору затрат - высокозатратные — низкобюджетные
Примерные варианты целей для организации:
1) Измененить имидж в связи с появлением новых видов деятельности.
2) Повысить профессиональный уровень наемного персонала
3) Поведать о малоизвестных сторонах деятельности организации
4) обеспечить известность компании и создать мнение о ее предсказуемости
на новых рынках сбыта
5) Подготовить фондовый рынок к выпуску акций новой компании
или нового пула акций
и.т.д.
3. Определение круга людей, организаций, структур
— (Publics)
Как правило, существует необходимость достаточно
точного определения тех групп людей и организаций, на которые
будет оказываться основное воздействие (Адресные группы),
исходя из лимитов бюджета.
В этом моменте ктроется одно из различий между Public Relations
и Рекламой: Последняя ориентирована на Целевую Аудиторию,
которая может быть представлена весьма ограниченной группой
людей—потенциальных покупателей, в то время как для PR Publics
— адресные группы могут быть весьма различными, хотя и строго
подобранным по определенным критериям.
В схеме Адресные группы для PR в наиболее
простом и типичном варианте выглядят следующим образом:
и.др.
Внешние А.Г. |
Media |
Различные институты |
Ваша компания |
Внутренние А.Г. |
Ассоциированные компании |
Персонал |
Управленческий персонал |
Владельцы акций компании |
Профсоюзы |
Необходимость определения Адресных групп (
«Общественности») определяется рядом факторов:
· Идентифицировать всех, кто имеет отношение к PR программам
· Отобрать те средства массовой иформации, которые нужны,
и определить методы воздействия через них
· Подготовить message ( послание) в наиболее приемлемой и
эффективной форме
4. Выбор методов, способов и тактики воздействия
и типов mass-media
Основные средства информирования
*Пресса: национальные, региональные, независимые газеты. Журналы:
потребительские , специальные, технические, иллюстрированные
и т.д.
*Аудио-визуальные средства: слайды, видеокассеты
* Радио
*ТВ
* Выставки
*Печатные материалы
*Книги, поддержанные спонсорами: путеводители, справочники
и др.
* Директ мейл
* Речевое общение : выступления, телефонное общение и др.
* Спонсорство в области искуства, спорта, образования
*«Домашний» журнал. Внутриорганизационное издание, газета
( в русском варианте — стенгазета) — для сотрудников. Издание
для партнеров вне организации - дистрибуторов, пользователей,
лидеров мнений.
*Корпоративная идентичность и фирменный стиль
* Другие формы: марки, конверты с информацией и др.
Работа прессы: · репортеры · спецкоры
· стрингеры · зарубежные корреспонденты · feature writers
— штатные корреспонденты, пишушие в разделы с определенной
тематикой · внештатные журналисты · службы новостей · новостные
агентства · агентства фотографий · агентства по продаже прав
· PR источники
Необходимо соблюдение основных принципов
хороших Press Relations.
News Release. Пресс-релиз. Правила
и технология написания.Типы пресс-релизов. События с участием
прессы: · Пресс-конференции · Приемы · Визиты на открытие
организации или демонстрацию образцов.
5. Бюджет:
4 элемента бюджета для Public Relations
· Трудовые затраты
· Косвенные затраты (накладные расходы): аренда офиса, включая
коммунальные услуги, связь и др.
· Затраты на материалы
· Представительские расходы
В рамках программно-проектной модели имиджевым аспектам PR-кампании безусловно уделяется внимание,
и предполагается содержательная проработка имиджа, но она
она имеет прикладной , вспомогательный характер.
В противовес технологичности проектного подхода собственно имиджевый подход делает акцент на создании такого эфемерного
образования, каким является «имидж», на имидж-мейкинге, как
процессе создания имиджей, на работе с различными имиджами.
А поскольку работать приходится с весьма и весьма «летучими»
субстанциями, коими являются образы, и поскольку PR представляет
собой такой вид практической деятельности, который требует
очень тщательной и даже «занудной» работы со своим предметом,
то упор делается на детальную проработку — психологическую,
социально-психологическую, социологическую, лингвистичекую
и всяческую другую — основного понятия и соответствующей
ему реальности
Имиджевая модель
достаточно внятно представлена не только в
зарубежной, но и в российской литературе, посвященной проблемам
CO, главным образом в политической области, — а что касается
анализа понятия, то и достаточно подробно. Это позволяет опираться
на работы, в частности, издаваемые под грифом одного из известных
российских PR и политконсалтинговых агентств, посвященных
политическому консультированию и политической рекламе ( Е.Ю.Егорова-Гантман,
К.В. Плешаков «Политическая реклама»,« Политическое консультирование»
под.ред. Е.Ю.Егоровой и И.В. Минтусова)
1. Имидж — специально создаваемый,
преднамеренно формируемый образ для достижения поставленных
целей, это конструкция определенных черт и особенностей, которые
должны быть приписаны конкретному человеку, группе, организации,
— любому объекту PR.
Имидж строится из
- персональных характеристик личности - социальных характериристик
- символического значения образа
2. Предлагается понятие «Стратегического
образа» — имиджа, который строится с помощью различных
средств PR для достижения целей, в частности политических.
Он формируется в сфере политики из
* ожиданий избирателей, касающихся политического лидера —
«лидер -для-публики»
* индивидуальных особенностей лидера — «лидер - реальная личность»
(нетрудно пренести эту схему и на другие области Public Relations).
Образ должен бть принят и понят, положительно оценен той социальной
средой, в которой действует политик.
-
Описывая социальную среду, авторы концепции
демонстрируют невозможность освободиться от обаяния марксистско-ленинских
подходов в общественных науках, и не могут не дать ряд определений
типа «имидж есть тот фактор, который опосредует политическую
активность масс», «интериоризованный общественный опыт, закрепленный
в языке», хотя такого рода высказывания сами требуют определенной
интерпретации и пояснения. Разумеется западные сторонники
имиджевого подхода обходятся без подобных абстрактных определений
и вообще тяготеют к более прагматичной трактовке понятия,
относя имидж к области самопрезентации и внешним сторонам
коммуникации. (Д.Доти «Паблисити и паблик рилейшнз», М, 1996;
E.Sampson « The Image factor/ A Guide to Effective self-presentation
for career enhancement, L, 1994).
3. Структура имиджа.
В структуре имиджа выделяются несколько основных составляющих
1) Образ - знание 2) Образ - значение 3) Образ потребного будущего
4) Образ-прогноз
1) Образ - знание — зафиксированное знание, отраженная
субъектом картина существующей реальности.Это определение опирается
на тот постулат, что в основе любого восприятия лежит иформационный
процесс. В сфере массового сознания, с которых работает PR, мышление
с помощью схем, стереотипов, является весьма распрострагненным.
Схемы позволяют соотносить информацию об объекте с уже известными
фактами и данными, и типами объектов, ассимилировать эту информацию
в старые схемы и втискивать в старые стереотипы, либо , напротив,
ломать старые и строить нове схемы под свежую информацию. Так
выстраивается образ-знание в отношении объекта PR, напрмер, в
политических PR — в отношении политического лидера или группы.
Чем полнее образ-знание, тем насыщеннее структура характеристик
объекта PR.
2) Образ - значение задает значение политического объекта
- того, чей имидж создается в политическом процессе — встраивая
его в ценностно-смысловую систему тех, кто этот имидж воспринимает
и должен действовать в электоральном смысле, создает личностный
смысл, обеспечивает возможность выбора по отношению к нему. Этот
процесс предполагает выстраивание «карты политического мира» или
«перцептивного экрана» ( См. «Политическая реклама»), которые
структурируют получаемую информацию для понимания и соотнесения
с системой образов и ценностей человека, для формирования необходимых
ориентаций. Иными словами образ-значение формируется в результате
интерпретаци той информации, которая получена в образе-знании.
Перцептивный экран образуется на основе социальных установок (аттитюдов),
системы убеждений, ценностных ориентаций, личностных смыслов.
3) ,4) Образ потребного будущего ( не в смысле антонима
слову «непотребный», а в смысле потребностей и ожиданий людей
о том, что должно, с их точки зрения, произойти в будущем) . Он
тесно связан с образом-прогнозом, и отличается от него
компонентом желательности, наличием императива долженствования:
объект PR должен стать таким, чтобы удовлетворять потребности
людей, относящихся к разряду «публики», т.е. группы, на которую
направлены все усилия PR кампании. Образ — же — прогноз имеет
отношение к вероятному будущему.
Все 4 компонента имиджа : Образ - знание; Образ
- значение; Образ потребного будущего; Образ-прогноз начинают
драматически взаимодействовать в процессе принятия решений
Этот процесс начинается с фазы определения
ситуации. В этой фазе определяется образ-знание. Интерпретация
ситуации формирует образ-значение. На этапе целеопределения — начинается процесс постановки цели и выявления альтернатив ее достижения ( иными словами возможных
решений ): в этом сложном процессе принимают участие образы прошлого
и настоящего и появляются контуры будущего в виде «образа прогноза»
( восприятие будущей ситуации и будущего состояния объекта PR)
и в виде «образа потребного будущего» ( восприятие будущего замещанное
на оценках, суждениях, эмоциях,желаниях и предрассудках). На
этапе выбора альтернатив, представляющем собой сердцевину,
основной момент принятия решений, образы будущего играют самую
существенную роль, порой искажая информацию, а порой , наоборот,
предопределяя основной вектор, основной путь развития ситуации
в неведомом грядущем.
В попытке создания целостной, гармоничной схемы
имиджевый подход в российском варианте продвигается дальше в анализе
взаимодействия компонентов имиджа с другими психологическими и
социально психологическими феноменами. Для этого предлагается
идея «перцептивного экрана», в создании которого принимают
участие социальные установки (аттитюды) и система убеждений человека.
Экран представляет собой своеобразный фильтр для восприятия реальности.
Эта идея почерпнута в том направлении западной
психологии восприятия, которая носит название New Look ( Osgood
и другие),к которой обращаются многие современные направления,
теоретические: такие ,например, как психосемантика, — и практические:
такие, как нейро-лингвистическое программирование( NLP).
Перцептивный экран удивительным образом содержит в своем составе
все 4 вида образов, описанных выше,— Образ - знание; Образ -
значение; Образ потребного будущего; Образ-прогноз — опосредованных
стереотипами, установками, убеждениями, личностными смыслами
и значениями и т.д. и т.п. В его формировании и функционировании
участвуют процессы и факторы ассоциации—диссоциации, идентификации,
аттракции, каузальной атрибуции и другие психологические феномены,
имеющие отношение к процессам коммуникации-интерации-социальной
перцепции ( См. Психологический словарь)
Имиджевый подход, как уже отмечалось выше,
в своем анализе выходит на такие социально- психологические
уровни общения, как коммуникация и социальная перцепция — которые описаны в трехкомпонентной модели общения в
социальной психологии
Г.М Андреевой ( «Социальная психология», М, 1986, М, 1998):
Общение как
- передача информации — коммуникация
- взаимодействие и взаимоотношения — интеракция
- взаимное восприятие — социальная перцепция.
Вместе с тем, увлеченность анализом собственной имиджевых
феноменов отвлекает от третьего компонента общения — процесса интеракции или социального взаимодействия. Между тем
этот процесс и является предметом практической работы, и нередко
представляет собой определенные «know-how», не подлежащие,
по мнению многих практикующих специалистов по Public Relations
и консультированию, — описанию и разглашению.
Отсюда, — постоянное лукавство, присутствующее в теоретических
и публицистических работах специалистов при описании процессов
Public Relations.
Подводя итог, можно отметить, что при имиджевом
подходе в описании взаимодействия различных компонентов
и процессов проектный подход становится встраиваемой
технологической схемой, играя подчиненную роль, в то время
как в программно-проектном подходе, напротив, имиджевй
анализ играет роль прагматичного дополнения к детально
проработанному плану действий и мероприятий.
Причем парадоксально, но факт: имиджевый анализ ориентируется
в практической сфере на создание у целевой аудитории (публики,
общественности, избирателей и т.д.) образов, которые побуждают
к соответствующим действиям ( электоральным и др.), не претендуя
на какие-либо глубинные изменения в психологии, в
то время как проектный подход вполне определенно претендует
на изменение социальных установок, т. е. наиболее инертных
социально-психологических образований, связанных с ценностной
системой человека.
Примечательно, что в работах российских практиков
PR встречаются как отголоски описанных выше подходов, так
и «полноприводные модели» — то есть такие , которые в значительной
степени соответствуют одному из названных подходов.
А некоторые даже стремятся найти «золотую середину» , творчески
соединив различные модели в их приложении к нашей бренной
практической деятельности.
Татьяна Алексеева,
Шеф-редактор PR-Info.ru Public Relations/
Метапрограмма консалтинга
и обучения
|