|
Лидеры эфира-2005
" Мастер и Маргарита vs " За все
тебя благодарю ",
Арина Бородина
По матриалам газеты "КоммерсантЪ"
У "Первого канала" объем среднесуточной доли аудитории
за предпоследнюю неделю года составил 24%, у "России" – 24,5%. В столице
разница заметнее: у "России" благодаря высоким рейтингам сериала "Мастер
и Маргарита" средняя доля выросла до 22,3%, у "Первого" – 19,9%. У НТВ
впервые за месяц показатели в Москве заметно упали – до 13,6% (по стране
– до 11,2%).
Сериал "Мастер и Маргарита" остается главным
событием последних недель. В прошлом выпуске "Телелидеров" Ъ подробно
рассказал о московских рейтингах двух первых серий, ставшими рекордными
для столицы. После первой недели показа сериала Владимира Бортко на
канале "Россия" рейтинговая динамика и интерес аудитории к этому проекту
выглядят не менее любопытно.Безусловно, "Мастер и Маргарита" уже обеспечил
себе место в телевизионной истории: интерес к нему у телезрителей чрезвычайно
высок. Причем интерес этот, говоря языком телевизионной социологии,
целевой, а аудитория – адресная.
Показатели "Мастера" очень высоки как в Москве, так и по России в целом.
В столице в среднем ниже 45% доля аудитории не опускалась всю прошлую
неделю (получается, что "Мастера" смотрела почти половина всех, кто
вообще вечером включает телевизор), а рейтинг был на уровне 20% (то
есть сериал по роману Михаила Булгакова смотрела пятая часть жителей
столицы). Вообще, москвичей (тех самых, которых, по Булгакову, испортил
квартирный вопрос) телеэкранизация "Мастера и Маргариты", если судить
по цифрам, волновала гораздо больше, нежели зрителей других городов:
в столице всю прошлую неделю у сериала были стабильно высокие рейтинговые
позиции. Доля канала "Россия" к началу сериала увеличивалась фактически
вдвое. И хотя динамика после двух первых сдвоенных серий в Москве, как
и следовало ожидать, несколько снизилась (эффект от ожидания премьеры,
да еще такой, как "Мастер и Маргарита", всегда выше рейтингов дальнейших
серий), она все равно оставалась рекордной для столицы. Даже после трех
дней перерыва (включая выходные) шестая серия "Мастера" 26 декабря вновь
получила долю выше 40%: интерес зрителей не падает. А седьмая, про бал
у Воланда, наверняка привлекла еще больше.
По стране ситуация несколько иная и достаточно симптоматичная. Две недели
назад в "Телелидерах" Ъ прогнозировал, что активно внедренный тем же
каналом "Россия" жанр отечественного "мыла", калькирующего с поправкой
на нашу действительность латиноамериканские сериалы, может сыграть злую
шутку даже с такой высококачественной продукцией, как "Мастер и Маргарита".
Оказалось, что массовый зритель, подсаженный телевидением на типовой
сериальный ширпотреб, действительно с большим трудом преодолевает ставшее
таким привычным желание смотреть далекие от реальной жизни любовные
мелодрамы, расслабляющие внимание и позволяющие отключиться от действительности.
Последняя неделя сериала "За все тебя благодарю",
который показывал "Первый канал", как и предполагал Ъ, без боя "Мастеру"
не сдалась. Более того, финальные серии даже обошли "Мастера и Маргариту",
и это при том, что сериал Владимира Бортко смотрело очень большое количество
россиян: в среднем около 40% от всех включивших телевизор. Однако первые
две серии "Мастера" по стране изначально смотрели несколько меньше,
чем в Москве: доля 47% против 58% соответственно. А к пятой серии показатели
по стране снизились до 36%. Пропорция заметная. Страшно подумать, каких
высот могли бы достигнуть итоговые рейтинги сериала "За все тебя благодарю",
если бы на его финальных сериях на "России" не вышел "Мастер".
И если даже при наличии в национальном телеэфире первой экранизации
великого романа Михаила Булгакова идущий с ним практически в одно время
на "Первом" сериал украинского производства про многострадальную судьбу
провинциальной няни собирает долю 40%, то руководству главных телеканалов
все-таки есть над чем задуматься. Всерьез пересказывать сюжетную линию
сериала "За все тебя благодарю" (чего стоит финальная сцена, когда у
главной героини непостижимым для нормальной логики образом воскрешается
ранее вполне убедительно погибший возлюбленный) и анализировать его
телевизионное воплощение на фоне телеэкранизации про "Мастера и Маргариту"
как-то само по себе неловко. Но цифры есть цифры. Пятая серия "Мастера"
по стране получила долю 37%, а "За все тебя благодарю" на "Первом" –
40%. Если прибавить к этому высочайшие доли утренних повторов "За все
тебя благодарю" (там доля далеко за 45%, а последняя серия – почти под
50%), то получается и вовсе какой-то телевизионный бестселлер всероссийского
масштаба. А столь высокие цифры утренних повторов этого сериала – лишнее
подтверждение того, что утром его смотрели те, кто вечером мучительно
разрывался между "Первым каналом" и "Россией". И поскольку "Мастера"
канал "Россия" сознательно показывал без повторов, выбор аудитория все-таки
делала в пользу последнего. Но по утрам массовый зритель вновь возвращался
к своему излюбленному сериальному жанру – "мыльной" мелодраме. Москвичи
относились к "За все тебя благодарю" с несколько меньшим ажиотажем,
но тоже очень внимательно. В столице на третьей серии интерес к "Мастеру"
также несколько снизился, а внимание к сериалу "Первого канала", упавшее
в день булгаковской премьеры, снова выросло.
Ничего удивительного во всем этом нет. Телевидение
само пожинает плоды того, к чему приучило или, скорее, от чего отучило
зрителя за последние годы: от желания думать. Поэтому говорить о том,
что массовый зритель безоговорочно отдает предпочтение классике на телеэкране,
отказываясь от развлечений и типовых сериалов, было бы серьезным преувеличением.
Рейтинги юмористических концертов на "России" и на "Первом канале" немногим
уступают "Мастеру". Хотя, безусловно, показ "Мастера и Маргариты" стал
не только телевизионным, но и общественным явлением. За последние годы
ни один сериал не обсуждали с одинаковым жаром в метро, в очередях,
в офисах, на интернет-форумах, в газетах и на радио. Уже даже анекдоты
про экранизацию "Мастера" придумали. Конечно, можно сколько угодно критиковать
какие-то сценарные и технологические огрехи в "Мастере", непопадание
с кастингом (хотя угодить всем зрителям режиссеру и продюсерам было
невозможно: у каждого, кто читал роман, все равно всегда в голове будет
образ своего Мастера, своей Маргариты, своих Воланда, Понтия Пилата
и Иеуша)...
Кто-то не находит в экранизации темы противоборства художника и власти,
кто-то недоволен отсутствием массовки в "московских" сценах: большинство
сцен, происходящих в столице, выглядит на телеэкране какими-то мертвыми,
и лишь изредка "картинка" оживает. Возможно, в сериале присутствует
излишне притянутая политизированность некоторых образов (например, образ
Валентина Гафта почему-то явно "списан" с Лаврентия Берии). Но все это
имеет гораздо меньшее значение по сравнению с тем, какое влияние имеет
"Мастер и Маргарита" Владимира Бортко на зрителей, особенно молодых.
И для потребляющих телевидение, и для тех, кто его делает, такие работы,
даже при всем возможном несовершенстве их воплощения, гораздо более
значимы, нежели сериалы "Кармелита", "Исцеление любовью", "За все тебя
благодарю" и "Черная богиня", благодаря рекордным рейтингам которых
каналы вырывают победы в борьбе за завоевание доли аудитории.
Но такие события, как "Мастер", бывают на телевидении редко.
Поэтому неудивительно, что первые промо-ролики следующей
громкой премьеры канала "Россия" – сериала "В круге первом", который
выйдет в эфире в начале 2006 года,– появились именно в рекламных блоках
во время "Мастера и Маргариты".
Трудно представить, что они бы вышли в "Гражданине начальнике" или "Черной
богине".
И хочется надеяться, что анонс телесериала Глеба Панфилова, сценарий
которого написал сам Александр Солженицын, не будут крутить в самом
рейтинговом проекте канала – "Кривом зеркале" Евгения Петросяна. Воодушевившись
успехом "Мастера и Маргариты", канал "Россия" не скрывает, что ждет
не меньшего, а может быть, даже большего внимания зрителей и общественного
мнения к сериалу "В круге первом" (в главных ролях – Евгений Миронов,
Игорь Кваша, Инна Чурикова, Игорь Скляр и другие).
По данным Ъ, премьера намечена на начало февраля, хотя из-за конкуренции
с основным соперником, "Первым каналом", планы "России" могут и поменяться.
https://www.kommersant.ru/doc/639352
|
|