Часть 1
Введение .
Всем, кому, приходилось погружаться в пучину Public Relations,
или, говоря человеческим языком, вплотную и скрупулезно заниматься этим
непростым и занимательным видом практической деятельности, не могла
не приходить в голову простая мысль о том, что PR, имея дело с информацией,
как предметом своей работы, пронизан разнообразными психологическими
реалиями - процессами, структурами, мотивациями и т.д.
Психологические компоненты СО, так сказать, “растворены”
в процессе построения PR кампаний и PR акций, в работе специалистов.
Описание этих процессов могло бы составить не одну сотню страниц увлекательного
и захватывающего чтения. Если же отвлечься от сказочных сюжетов и вступить
на стезю сухого научного подхода и анализа деятельности с точки зрения
научно-психологических методов, находящих применение в этой сфере, придется
констатировать, что их - по крайней мере, - 3
группы.
А. Исследовательские по своему происхождению
методы
Б. Психологическое, социально-психологическое,
организационно-психологическое консультирование
В. Методы социально-психологического
тренинга и другие групповые методы социально психологической подготовки
А. Исследовательские по своему
происхождению методы
К ним можно отнести
I.Опросные методы, которые применяются
в режиме
· полевых исследований.
Проведение опросов “в поле” - в реальных жизненных ситуациях по случайной
выборке по подготовленным анкетам или опросным листам
· ad hoc исследований.
Проводятся в ходе осуществления PR- проектов: планируются заранее,
используются специальные выборки, подготовленные опросники
· длительных исследований.
Проводятся на одной и той-же выборке с применением одного и того
же опросника в течение длительного времени в повторяющемся режиме.
Формы проведения опросов:
1. Анкетирование - опрос с применением специально разработанной
анкеты, содержащей вопросы , имеющие альтернативные ответы.
2. Интервью - опрос с использованием открытых или полуоткрытых
вопросов с возможностью развернутого ответа.
3. Психологическое тестирование. Используется как вспомогательный
метод, направленный на выявление индивидуальных особенностей респондентов
и групп респондентов.
.
По диагностическим целям различаются тесты, направленные на диагностику.... Примеры опросных методов, применяемых
к области Public Relations:
Opinion polls - метод изучения мнений, отношений, установок
людей, относящихся к определенных целевым группам
Потребительская панель (Consumer panel). д.
II. Изучение документов.
Работа с различными документами и информационными материалами
с целью выявления тех или иных тенденций, смысловых блоков и т.д.
Наиболее распространенный метод -
Контент-Анализ материалов III. Дискуссионные группы. (
Пограничный метод между исследовательскими и тренинговыми методами)
Используются прежде всего для исследования мотивационных
аспектов.
Наиболее часто применяемый в последнее время,
и, добавим очень модный, вариант - фокус-группы. IV. Комплексные специальные методы
исследования и анализа.
Используют элементы как вышеперечисленных методов,
так и экспертных, аналитических методов, и качественных исследований.
Пример:
Психологический анализ имиджевых и иных материалов
Часть 2.
Б. Психологическое, социально-психологическое,
организационно-психологическое консультирование
Предполагает работу психолога или группы психологов с
руководителями, политическими лидерами, их командами, ближайшим и отдаленным
окружением, с группами людей, находящихся у них в подчинении, с организацией
в целом ( компанией, фирмой, корпорацией и т.д.).
Спектр проблем - неограничен: от имиджа конкретного человека
- лидера, руководителя( что пересекается с так называемой “имиджеологией”)
, до личных психологических проблей В.Методы социально-психологического
тренинга и другие групповые методы социально психологической подготовки
Отличие СПТ от Психологического Консультирования - прежде
всего в формах и способах работы. Это работа в режиме групповой
коммуникации со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и
проблемами...
Тренинговые методы в широком смысле подразделяются на .... Определение социально- психологического тренинга
- форма активного социального обучения, направленная на ...
Методы социально-психологического тренинга подразделяются на
PR ориентируется прежде всего на действие, на создание вполне определенных
имиджей, впечатлений, мнений, а вслед за ними и социальных
установок и ценностных ориентаций.
А абстрактно-гуманистические ценности оставляются на откуп гуманитариям
и психотерапевтам. Хотя, конечно, вопрос о психотерапевтическом -или
напротив анти-психотерапевтическом влиянии PR- кампаний и PR - акций
остается открытым.
Характерной особенностью “делового” тренинга является
привлечение самых разных теоретических схем, трактующих психологию человеческого
взаимодействия , - этот момент является чисто “вкусовым” - то есть каждый
тренер на свой вкус и ориентируясь на свои пристрастия привлекает различные
схемы психологического анализа , почерпнутые им из океана теоретической
психологии, теории управления и организации и других исследовательских
направлений.
Существует набор наиболее известных и применимых аналитических схем,
которые можно назвать “набором бойца тренинг-фронта”. Они похожи на
те, что применяются в психологическом консультировании: представление
о стилях и типах лидерства и руководства, о структуре коммуникации в
организации, , анализ социально-ролевых структур и отношений, понятие
коммуникативной обратной связи, анализ невербалики, “транзактный анализ”
и теория сценариев Э.Берне, представление о модальностях из практики
Нейро-лингвистического программирования, психоаналитический подход в
упрощенной трактовке, анализ этапов контакта в общении, и других
Татьяна И. Алексеева, Шеф-редактор PR-Info.ru
Опубликовано в кратком виде в материалах международной конференции «Массовые коммуникации: интеграция научных парадигм»,
12-13 марта 2012, Иркутск, 2012
под названием "Методы, используемые в массовых коммуникациях и Public Relations"
ISBN 978-5-905157-03-5
|