|
Итоги развития печатной медиаотрасли
России в 2016 году
Публикация Ассоциации распространителей печатной продукции
АРПП проанализировала ситуацию в медийной печатной отрасли и выделила основные события и тенденции развития рынка печатных СМИ в России уходящего 2016 года
Печатные СМИ продолжают оставаться важной частью медийной отрасли, а глобальные тенденции говорят об определенной перспективности этого медиа. Ассоциация распространителей печатной продукции проанализировала ситуацию в медийной печатной отрасли и выделила основные события и тенденции развития рынка печатных СМИ в России уходящего 2016 года.
2016 год был сложным для отрасли печатных СМИ и экономики в целом. Многие компании были вынуждены предпринять действия по оптимизации затрат, а также стратегические шаги по поиску новых источников доходов. В первую очередь, произошло сокращение количества изданий в портфолио издательств и перевод части изданий из печатных версий в онлайн. Оптимизацией портфеля изданий занимались все издатели без исключения – от крупных до небольших. Уход с рынка ряда изданий привел к концентрации спроса и рекламодателей в лидирующих изданиях, что привело к некоторой стабилизации их бизнеса.
Вступление в действие в феврале 2016 закона, ограничивающего долю иностранного участия в собственности российских медиа до 20%, усилило тенденцию по сокращению издательских портфелей, т.к. издательства с иностранным участием резко сократили инвестиции в отрасль. Новых изданий на рынок в 2016 году практически не выходило, за исключением спецпроектов и спецвыпусков. Значительно сократилось количество запусков новых коллекционных журналов (патворков), изданием которых также занимаются компании с иностранным участием. Однако революционных изменений в текущую структуру рынка прессы это не внесло, все ключевые игроки удержали свои позиции. Основные изменения – это смена владельца у ИД Sanoma Independent Media (его приобрел Консорциум инвесторов под управлением Inventure Partners).
Не менее значимой тенденцией на рынке печатных СМИ России стала задача развития контента, одной из форм которого являются печатные версии. Издательские дома активно в течение 2016 года развивали другие платформы, позволяющие донести контент до различных аудиторий потребителей. Именно кросс-медийное планирование позволило значимо нарастить аудиторию печатных СМИ издательскому дому «Херст Шкулев Медиа». На сегодня она составляет почти 20 млн. человек, а само издательство входит в ТОП-10 ведущих компаний по охвату аудитории в Рунете.
Одним из важнейших трендов развития рынка стало повышение цен. Эксперты считают, что такая стратегия позволяет повысить авторитет изданий в глазах потребителей, а также увеличить маржинальность медиабизнеса. Максимальный рост цен на печатную прессу (2016 год к 2014 году) был зафиксирован на рынках развивающих стран мира: в Бразилии – 23%, в странах Южной Африки – 19%. В Австралии цены выросли на 15%, в Северной Америке (США и Канада) – на 10%. Более сдержанно цены поднимали европейские издатели: в Германии – на 9%, во Франции – на 8%, а в Великобритании – всего на 3%.
Подъем цен стал неизбежной мерой и в России в ответ на рост производственных расходов, особенно остро вопрос стал по бумаге как для печати газет, так и глянцевых журналов. Российские цены на печатную прессу с 2014 года по 2016 год выросли почти на треть (на 27%), что связано с девальвацией национальной валюты. В 2016 году в среднем по рынку пресса выросла в цене на 9%, причем в рознице цены взяли более высокую планку в 12%, а подписные цены демонстрировали некоторую стабильность, ввиду того что они формируются издателем в начале подписной компании.
Говоря о будущем, стоит отметить, что цены на прессу, вероятно, будут расти из-за роста производственных затрат, и прежде всего, на бумагу.
Если говорить о статистических показателях продаж прессы, то 2016 год продемонстрировал значимое падение в тиражах – на 14%, что меньше всего на 1% в сравнении с прошлым годом. Причем розничный сегмент понес большие потери – проданные тиражи сократились на 16-17%. Напротив, сегмент подписки был более стабилен в силу того, что почтовые тарифы стабилизировались и в сегменте рост цен был сопоставим с уровнем инфляции.
Наиболее стабильными ассортиментными группами были издания о саде и огороде, цветах, детские издания. В среднем тиражи указанных групп сократились на 3-5%.
2016 год показал и нисходящий тренд в стоимостных показателях, объем рынка печатных СМИ (розничные продажи и подписка, без рекламы) сократился на 6%. Несмотря на то что розничные цены росли быстрее, чем подписные, розничный сегмент сократился в рублях на 7%, а подписной рынок – только на 3%.
Среди причин, вызвавших сокращение розничных продаж периодики, не последнее место занимает уменьшение количества специализированных киосков и павильонов прессы в большинстве субъектов РФ. За 2016 год количество киосков в России сократилось на 17% и приблизилось к отметке в 23,1 тысячи (с учётом Республики Крым). Таким образом, на конец 2016 года один специализированный объект с прессой приходится на 6 195 жителей страны, что полностью противоречит рекомендациям приказа Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 г. № 197 и серьёзно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации.
Учитывая важность вопроса распространения периодической печати, Правительство РФ приняло Постановление от 9 апреля 2016г. № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». В постановлении впервые узаконены правила определения нижних пределов площадей торговых объектов и количества павильонов и киосков прессы в населённых пунктах по всей стране, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
По итогам мониторинга, который провела АРПП в 2016 году, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по распространению печатных СМИ выполняется только 40 регионами РФ, остальными 40 регионами не выполняется (на 5 регионов, которые относятся к Северным территориям, Постановление не распространяется).
Среди регионов РФ, где выполняется Постановление №291, наилучшим образом обстоят дела с системой распространения прессы в Калининградской, Челябинской, Липецкой, Воронежской, Иркутской, Смоленской, Тульской, Ярославской областях, а также в Республике Марий Эл и Пермском крае. Именно эти регионы возглавили рейтинг территорий по уровню обеспеченности киосками прессы, который ежегодно готовила АРПП.
В 2016 году АРПП также подготовила рейтинг губернаторов по отношению к печатным СМИ, в нем оценка руководителей субъектов РФ проводится по пяти модулям. Возглавили этот рейтинг в 2016 году Королев О.П., глава администрации Липецкой области, и Гордеев А.В., губернатор Воронежской области, которые в вопросах популяризации чтения и распространения печатных СМИ добились хороших результатов.
В течение года АРПП совместно с другими профессиональными объединениями отрасли, медийной общественностью, при поддержке депутатского корпуса федерального и регионального уровней прилагали усилия по оздоровлению ситуации на рынке прессы. В рамках этой работы вёлся диалог с властными структурами в целях выполнения поручения Президента РФ В.В. Путина органам исполнительной власти повысить доступность книжной и периодической печатной продукции для населения, содействовать деятельности индустрии печатных СМИ, развитию малого и среднего бизнеса. Предпринимались активные шаги по разработке Концепции развития розничного распространения печатной периодической продукции до 2020 года совместно с региональными властями.
Как свидетельствует практика, данные обращения представителей рынка прессы не нашли должного понимания в ряде регионов РФ. В то же время, например, для Восточной Сибири, Дальнего Востока, Чеченской Республики Концепции были подготовлены и направлены в региональные администрации.
Вместе с тем следует отметить, что российский рынок распространения прессы в связи с сильным административным давлением на уличный ритейл стал более активно развиваться в продуктовом сегменте ритейла, а именно в сетях FMCG. Общее количество точек с прессой в неспециализированном ритейле достигло 10 250, что составляет более 28% всех объектов с прессой. На московском рынке, где проходит реформирование киосковой розницы на уличном и подуличном пространстве города, доля торговых точек с прессой в сетевом ритейле достигла 53%.
Рост объектов в сетевом ритейле оказал позитивное влияние на количество проданных тиражей печатных СМИ, частично компенсировав потери тиражей, связанные с закрытием киосков прессы.
Поддержала розничные и Почта России, которая более чем в 27 тыс. почтовых отделениий связи реализует масштабный проект по поддержке российских печатных СМИ с помощью почтовой розницы. В рамках проекта для каждого региона определен список изданий, которые выкладываются в почтовых отделениях на барьерных стойках – максимально доступных для потребителей местах. Приоритет отдан социально значимым СМИ, имеющим большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе.
Подводя итоги уходящего года, необходимо отметить, что при всех имеющихся проблемах и кризисных явлениях наблюдаются позитивные подвижки в отдельных сегментах медиарынка, что позволяет смотреть в наступающий год с осторожным оптимизмом.
http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-46-10/281517-itogi-2016-na-izdatelskom-rynke-rossii.html
12.01.2017 |
|